Опера-драма Алексея Рыбникова «Le prince André. Князь Андрей Болконский», «Градский Холл», 21 и 22 октября 2022 года

С момента премьеры постановки в театре Et Cetera миновало полтора года. Спектакль сразу получил множество восторженных откликов от первых зрителей. Став около года назад художественным руководителем театра «Градский Холл», композитор и режиссер-постановщик оперы-драмы Алексей Рыбников на новой площадке сумел добиться еще более впечатляющего результата.
При работе над оперой-драмой композитор не стал делать ставку исключительно на эпичность, предпочтя ей увлекательность сюжета с почти детективной фабулой. Ему удалось фактически собрать новое уникальное произведение из дробных и порою разнородных элементов с интеграцией в действо всех узловых моментов толстовского романа. Недаром в первоначальном замысле постановка имела название «Живые картины времен Александра I и императора Наполеона Бонапарта». В итоге картины сменяют друг друга быстро, но между ними четко прослеживается логическая связь, и два акта по 55 минут проходят для зрителей на одном дыхании.
Лев Толстой, как известно, не особо жаловал оперу и театр. Видимо, поэтому театрализация доводится в некоторых эпизодах до гротеска, как бы перечеркивая саму себя и сообщая действу дополнительную динамику. Это проявляется и в нарочитых приветствиях посетителей салона Анны Шерер в адрес зрителей, и — особенно — в сцене соблазнения Анатолем Курагиным Наташи Ростовой, когда вокруг них смыкается кольцо сидящих в ложах высокомерных гостей.
Чем-то большим, чем привычная театральная постановка, делает оперу-драму и обильное использование Алексеем Рыбниковым документального материала, который оставался даже за пределами толстовского романа. Речь идет, прежде всего, о сцене коронации Наполеона Бонапарта, и инкорпорации в действо его дневников, из которых, в частности, следует, что 200 православных храмов Москвы есть «признак отсталости русских».
В противовес этому сомнительному утверждению Алексей Рыбников использует в спектакле обработку молебна перед богородичной иконой «Одигитрии» (Путеводительницы), указывая тем самым единственно верный путь спасения от непрошеных «просвещенных освободителей». Звучат в спектакле и фрагменты текста старинной казачьей походной песни «Уж как пал туман на сине море»: «Ты скажи моей молодой вдове, что женился я на другой жене...» (на музыку, сочиненную Алексеем Рыбниковым), вводя в оперу-драму тему жертвенности, основанной на незыблемой уверенности наших соотечественников в реальность небесного воздаяния.
Зрители оперы-драмы сполна оценят достоинства музыки, которая, по сути, оказывается в постановке «Le prince André. Князь Андрей Болконский» самостоятельным участником сценического действа. В спектакле множество ярких мелодий, но нет оперных арий в строгом понимании этого термина — с куплетами и припевами. Музыка легко принимает формы симфоний, серенад, рока и рэпа, а также озвучивает изящный хореографический этюд в исполнении артистов Московского театра «Новый Балет».
Музыка разлита в сценическом действе буквально повсюду - равно, как и потрясающие световые эффекты. Из последних особенно впечатляет сотканная из лучей корона Наполеона и резко очерченный зелеными лазерами хвост зловещей кометы 1812 года.
И конечно, спектакль стоит посетить также ради филигранной игры актеров. Никита Поздняков в роли Андрея Болконского и Роман Орлов в образе Пьера Безухова держат зал своими эмоциональными пикировками; Наполеон в исполнении Александра Позднякова получился демонической натурой; Валерия Воробьева тонко передала искренность и наивность Наташи Ростовой, а сыгравший Александра I Николай Лютов оставляет надежду на то, что великодушие власть имущих еще не осталось в нашем мире пустым звуком.
Комментарии читателей Оставить комментарий