![]() | |
• | Постер фильма |
Авторы сценария Клер Пиплоу и Бернардо Бертолуччи по рассказу «В осаде» Джеймса Лэсдана
Оператор Фабио Чанкетти
Главный художник Джанни Сильвестри
Художник Чинция Слейтер
Композитор Алессио Влад
Оценка - 8 (из 10).
Экзистенциальная мелодрама.
Вариант перевода названия как «Плененные», возможно, что-то и поясняет, заставляя с большей степени уверенности предполагать, что речь идет о плененных внезапным и неотвратимым чувством двух таких различных героев. Он - странный англичанин-пианист, затворнически живущий в Риме, где, видимо, в наследство от умершей тети ему достался постепенно приходящий в негодность дом с винтовой лестницей, и столь же старинные всевозможные вещи. Она - африканка, чей муж был арестован в родной стране, вероятно, по политическим мотивам, а оказавшись в Риме, молодая женщина нанимается в служанки к этому самому пианисту и еще учится в медицинском институте. Однако рассказ назывался «В осаде», а экранный вариант «Осажденные» тоже свидетельствует о том, что кто-то находится в осажденном положении - и еще до непосредственного знакомства с новой картиной выдающегося режиссера Бернардо Бертолуччи возникает впечатление, что это - одна из версий его шедевра «Последнее танго в Париже» с неразрешимой темой противостояния двух полов. Но несмотря на замкнутость действия в стенах необычной по архитектуре квартиры (что, кстати, великолепно использует режиссер, выстраивая свои вертикальные мизансцены) и обилие музыки, сталкивающейся в нахлест, с демонстративным соперничеством классических европейских мелодий и африканских мотивов, все-таки это не «Последний концерт в Риме».
И вообще это неожиданная во многих отношениях лента 57-летнего живого классика кино, который не хочет быть академичным, помпезным, гордо осознающим свое величие и тем более не желает раньше времени впадать в состояние «кинематографического маразматика», бесконечно занятого самоповторами и самоцитированием. Он снимает раскованно и дерзко, применяя такие приемы, которые еще сильнее остраняют происходящее, и в некоторых сценах достигает какой-то немыслимой свободы и легкости обращения с экранным материалом, моментальной импрессионистичности и импровизационной текучести - так что фильм воспринимается как виртуозный музыкальный экспромт, сочиняющийся у нас на глазах, или даже в качестве сиюминутного любительского репортажа, заснятого чуть ли не домашней видеокамерой.
В этом плане начальные эпизоды с африканской натурой, потом коротко мелькающие в качестве врезок, так же, как и своеобразный музыкальный речитатив-комментарий некоего африканца, певца и музыканта, покажутся лишь необходимой данью Бернардо Бертолуччи его долгим странствиям в жизни и на экране за пределами родной Италии, по Африке и Азии, в стороне от европейской цивилизации. Но если «Ускользающая красота» (хотя точнее был бы перевод «Обкрадывающая красота») являлась своего рода современной версией мифологического сюжета «Похищение Европы», то «Плененные» («Осажденные») - это как метафорическое воплощение новой истории походов мавров на покорение Европы, которые не только завоевали на время христианский мир, но и принесли в него свою уникальную культуру.
Бертолуччи отнюдь не сокрушается по поводу засилья африканцев в крупнейших городах Западной Европы, в том числе в Риме, и он не подвергает сомнению свои ярко выраженные ориентальные пристрастия прежних лет (хотя поначалу может показаться, что решимость пианиста-интеллектуала последовать даже в Африку за той, в кого он безумно влюбился, преподана с немалой долей иронии). Режиссер испытывает подлинное любопытство западного человека и в то же время интерес серьезного культуролога относительно того, как в частном случае взаимоотношений людей различных наций и культур, в ситуации не столько социально-политической, сколько культурно-ментальной по своей сути «осады» европейской цивилизации со стороны азиатской или африканской, проявляются и непреодолимая тяга-отторжение, и почти физическое влечение-сомнение. Что из этого выйдет - так же не ясно, как и в конкретном случае возникшего любовного треугольника между пианистом, молодой африканкой и ее мужем, освобожденным из тюрьмы, между прочим, при жертвенном содействии героя-европейца.
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий