]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная → Фильмы → Паспорт
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Паспорт

Год:
1990
Продолжительность:
103 мин.

СССР-Франция. 1990. 103 минуты.

Авторы сценария Георгий Данелия, Реваз Габриадзе и Аркадий Хайт

Режиссер Георгий Данелия

Оператор Вадим Юсов

Художники Дмитрий Такаишвили и Эммануэль Амрами

Композитор Гия Канчели

В ролях: Жерар Дармон, Наталья Гундарева, Олег Янковский, Армен Джигарханян, Евгений Леонов, Леонид Ярмольник, Игорь Кваша, Мамука Кикалейшвили.

Оценка - 6 (из 10).

Премии: 3 «Ники» по итогам 1991 года - за сценарий, операторскую работу, мужскую роль (Олег Янковский - за роли в «Цареубийце» и «Паспорте»).

Социальная трагикомедия.

Олег Янковский, исполнивший трагически-исповедальную роль чужестранца в «Ностальгии», потом, уже в 1990 году, рискнул дважды подряд обыграть ее - иронически в «Мадо, до востребования» Александра Адабашьяна и уже ернически-пародийно в «Паспорте» Георгия Данелии, где он предстал в качестве прожженного прохиндея, попадающегося за границей на пути таксиста Мераба Папашвили. А этот самый Мераб - «иностранец поневоле», оказавшийся за рубежами тогда еще существовавшей Страны Советов по анекдотической причине: в аэропорту провожал в Израиль своего брата Якова, выпили, как водится, - в результате улетел вместе него он сам, вовсе не желавший такой участи. Поразительно не только то, что одного приняли за другого - и в самом фильме довольно убедительно превращение французского актера Жерара Дармона в типичного грузина (а первоначально режиссер яростно противился напору продюсеров из Франции).

Смехотворность случая с героем «Паспорта», как и игра совпадений, когда человек выглядит жалкой марионеткой в руках неведомой судьбы, будто испытывающей на прочность, и даже ситуация с заграницей и с не тем паспортом - все это по-разному использовалось еще в прежних работах Георгия Данелии. Вспомним, как летчик-грузин в «Мимино» в зарубежной поездке по ошибке становится участником телефонного разговора не с Телави (что в Грузии), а с Тель-Авивом (что в Израиле). В «Афоне» герой, словно потерявший свою малую родину после посещения заброшенного дома в деревне, наивно пытается улететь из провинциального аэропорта, предъявляя найденный старый паспорт с фотографией еще 16-летнего парня. В картине «Тридцать три» стремление вырваться за пределы собственных Верхних Ямок (название-то - восторг психоаналитика!) приобретает какое-то фантастически-космическое измерение. То же самое и в более гиперболизированной форме проявилось в «Кин-дза-дза». А в «Осеннем марафоне»герои ведут задушевные пьяные беседы с иностранным журналистом, постепенно приучая его к российскому менталитету, так что он вскоре сам радуется: «Хорошо сидим!». Ну, и наконец, нельзя пройти мимо во многом принципиального опыта в кинобиографии режиссера, когда в один из сложных периодов «безкартинья» он сделал мрачновато-эксцентрическую ленту «Совсем пропащий», первую на исключительно зарубежном материале, пусть это и была экранизация старого доброго Марка Твена.

Все это приводится ради того, чтобы показать, что «Паспорт» возник неслучайно, и он занимает примерно такое же место в творчестве одного из лучших отечественных комедиографов, как и упомянутый «Совсем пропащий». Он тоже появился после четырехлетнего простоя и в результате переживания тяжелого жизненного состояния. Это прямое, а не опосредованное бегство вон из страны, куда глаза глядят, хоть в Израиль, несмотря на вполне естественный вопрос: а что там забыл грузин? Но здесь важен социально-политический, а главное - чуть ли не библейский смысл, что даже изгнанный и преследуемый народ евреев дважды в истории человечества находил свою «землю обетованную». А вот советскому человеку (не имеет значение, какой он национальности), тем более без своего паспорта, негде приткнуться и успокоиться. У него - собственная гордость, но прежде всего - неистребимая человеческая сущность, с которой трудно ужиться на родной земле, а уж в «чужих Палестинах» - подавно.

Фильм «Паспорт» - очень неровный, порой впадающий в грех употребления расхожих штампов в описании заграничного бытия, иногда сворачивающий на обочину анекдотов дурного пошиба, а то вдруг не отказывающийся от морализаторства и менторского поучения в необходимости патриотизма. Кто ж спорит, что худая родина все равно лучше хорошей заграницы! Но в любом случае позиция Георгия Данелии честнее, чем у некоторых, кто или уже уехал, или спит это и видит еженощно, или (что еще хуже) спустя многие годы возвращается как ни в чем ни бывало.

Заметьте, что среди покинувших СССР было немало создателей именно историко-революционных картин и так называемой «ленинианы». А из оголтелых «антисоветчиков» теперь получаются самые ярые «советчики». Крайности сходятся! В неповоротливой же и тягучей на подъем российской ментальности всегда присутствовала скрытая тяга к выбору некоего «срединного пути» между Западом и Востоком, цивилизацией и естественным существованием, а все революции и реформы приводили только к бедам и скатыванию в еще более глубокую пропасть. И наша подлинная ценность - в собственной идентичности, которую мы только никак не обретем и всю жизнь живем по чужому паспорту. Кстати, он у нас все еще советский. А российский паспорт дают тем, кто выезжает за рубеж. Разве не парадокс?!

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>



]]>
Выбор читателей
Дмитрий Песков © KM.RU, Филипп Киреев
Песков заявил о необходимости военной цензуры в России
Единственный в РФ авианосец «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
Путин оценил ситуацию с рождаемостью в России строчкой из песни
Захарова отчитала Рютте за недовольство персоной Мединского на переговорах
]]>




Агрегатор 24СМИ


]]>
Избранное
«Моральный кодекс» обрел новые ориентиры
Владимир Кузьмин «Небесное притяжение» (переиздание)
Музыкальный фестиваль «Воздух Карелии», 16-18 июня, окрестности Петрозаводска
Что сынку, помогли тебе твои ляхи? Вернее, англосаксы
The Crossroadz, 17 ноября, «16 Тонн»
Гражданская оборона «На I Новосибирском Рок-фестивале» (CD-переиздание)
Российские силовики начали громить этнические ОПГ
Робокот «В лаваше» (интернет-сингл)
Солистка «Мельницы» призвала поддержать отечественного производителя на «сказочном» концерте
Глеб Самойлов рассказал страшную городскую легенду на концерте с оркестром
НЕЗАКАТ «В ночи» (интернет-сингл)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.