Россия. 1908. 8 минут.
Режиссер Владимир Ромашков
В главной роли Евгений Петров-Краевский.
Оценка - 4 (из 10).
Историческая мелодрама.
90 лет назад состоялась премьера первого отечественного игрового фильма "Понизовая вольница" ("Стенька Разин"), с которого как раз и следует вести отсчет российской профессиональной кинематографии, пусть создатели этой своеобразной экранизации народной песни "Из-за острова на стрежень..." были, конечно, любителями-дилетантами, авантюристами в искусстве. Но что есть кино, как ни бесконечный надрывный романс и ни чистейшей воды авантюризм, обман доверчивых зрителей?! Иллюзия, приобретающая черты массового гипноза, общего сомнамбулического транса, коллективного сеанса спиритизма...
Заманчивее всего увидеть в этом образчике эпохи ранних кинопримитивов какие угодно предвосхищения современных экранных открытий - ну хотя бы эстетику видеоклипного мышления, благодаря этому объявив Россию "родиной видеоклипов". В семи сценах, снятых статичной камерой по принципу сфотографированного театра (не велика важность, что действие происходит все-таки на натуре - на пленэре и на водах), фактически иллюстрируется текст народной песни о бунтарском предводителе Стеньке Разине, загульном русском мужике, который в кульминационный момент большой попойки кидает персидскую княжну в "набежавшую волну", спасая тем самым свою честь национального вождя восставших казаков. Разумеется, группа энтузиастов, возглавляемая инициативным предпринимателем Александром Дранковым, бывшим фотографом при Государственной Думе, который здесь участвовал и в качестве "крутильщика ручки киноаппарата" (оператором его назвать сложно), не ведала ничего ни о коротких планах, смонтированных в экстравагантно-занимательном ключе, ни тем более о постмодернистской иронии трактовки образа разбойника-буяна, который желает выдать себя за народного мстителя. Это мы все можем приписать ретроспективно, стремясь хоть как-то развлечься, доведись случай посмотреть столь допотопный киноаттракцион заезжих провинциальных гастролеров.
Однако точно так же, как и в картинах наивных и простодушных художников-самоучек обнаруживается большими интеллектуалами бездна смысла и богатство художественных открытий, так и в выездной экспедиции первых российских киношников за пределы города Москвы теперь видится непроизвольная, глубинная по сути, концептуальная культурная акция. Романсовое и авантюрное начало кинематографа схвачено в "Понизовой вольнице" с детской непосредственностью гимназистов, которые решились бежать из российского провинциального городка куда-нибудь на Дикий Запад, к индейцам. Анекдотическая удаль ряженой компании, веселящейся на выплывающих челнах, - не более чем дурного пошиба самодеятельность на загородном пикнике. И тем не менее в этом наличествует сейчас уже хуже улавливаемая из-за давности лет магия удавшегося обмана "всего честного народа", собравшегося в кинозале. Есть особая закономерность в том, что еще в 1907 году отснятый тем же Дранковым материал "Сцены из боярской жизни" по мотивам "Бориса Годунова" так и не был принят в качестве первой русской игровой картины. Нет, не трагедия, не исторический фильм, не костюмированная драма, а только лишь мелодраматически-авантюрный народный романс мог стать родоначальником российского кинематографа.
Газета "Экран и сцена".
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий