]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная → Фильмы → Матрица
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Матрица

Год:
1999
Продолжительность:
136 мин.

США. 1999. 136 минут.


«Матрица»
Авторы сценария Энди и Лэрри Вачовски

Режиссеры Энди и Лэрри Вачовски

Оператор Билл Поуп

Главный художник Оуэн Пэтерсон

Художники Хью Бейтап, Мишель Макгэи

Композитор Дон Дэвис

В ролях: Киану Ривз, Лоренс Фишбёрн, Кэрри-Энн Мосс, Хьюго Уивинг, Глория Фостер, Джо Пантольяно, Маркус Чонг, Джулиан Араханга, Мэтт Доран, Белинда Макклори.

Кассовые сборы - $171,4 млн.

Оценка - 7 (из 10).

Фантастический фильм.

Когда эта лента только появилась 31 марта 1999 года на экранах США и неожиданно стала суперхитом сезона, со стороны казалось, что внезапный прорыв ранее не пользовавшегося успехом жанра так называемых киберпанк-триллеров о виртуальной реальности (например, в 1995 году провалился в прокате вполне неплохой фильм «Джонни-Мнемоник» с участием того же Киану Ривза) объясняется, конечно, не простой случайностью.
Киану Ривз (кадр из фильма) Наверно, братьям Вачовски (сценаристам зрелищного, но не глупого боевика«Убийцы» и режиссерам эстетизированной криминальной драмы «Связь») удалось умело сочленить в новой работе эстетику «крутого комикса» (наподобие какого-нибудь «Смертельного боя») с философией лучших научно-фантастических антиутопий. К тому же неуклонно приближающееся третье тысячелетие вроде бы поневоле заставляет публику все чаще и чаще задумываться о грядущем, в котором так боязно встретиться со вполне возможным концом света. И еще привычнее стало для зрителей опять вошедшее в моду в конце 90-х годов («Кабельщик», «Шоу Трумена», «Эд из телевизора», «Плезантвиль» ) экранное отражение идеи тотального манипулирования человечеством со стороны телевидения и всех средств массовой информации. Широкая аудитория, не так уж изощренная в вопросах компьютерного программирования и в деле постижения сложных истин о сути человеческого бытия, могла бы без особых затруднений воспринять не мрачноватую виртуальную фантастику в духе «Странных дней» (см. подробнее в статье «Виртуальная реальность в кино») или же черный футуристический юмор «Диких пальм»), а лишь выраженную на доходчивом языке и такую ясную мораль любой заурядной «махаловки» и «игры в догонялки». Наши должны «замочить» всех «ихних» в последнем поединке перед вселенским Апокалипсисом или Армагеддоном. То есть «Матрица» издалека представлялась чуть интеллектуализированным вариантом все-таки тупого «Армагеддона».
«Матрица» (кадр из фильма)
При непосредственном знакомстве с «Матрицей» через семь месяцев после ее выхода в США одновременно разочаровываешься и все же находишь более логическое объяснение тому ажиотажу, который вызвала эта картина. Как ни странно, мощных и виртуозно исполненных сцен действия ей даже не хватает, особенно в первой половине. Хотя имеющийся ближе к финалу уже знакомый по рекламным роликам эпизод крутейшей перестрелки в офисе искупает все претензии к боевику, являясь достойным ответом «американских братков» Вачовски на «вольные стрелковые упражнения» азиата Джона Ву. А всего лишь одно вскользь брошенное замечание по поводу дежа вю (это, как говорится, сбой в программировании матрицы) может с лихвой заменить пространные рассуждения о виртуальной реальности, которая действительно стала подлиннее самой настоящей, где сон и явь поменялись местами, как и будущее с современностью.

«Матрица» (кадр из фильма)

Истинное новаторство и своеобразный «нью-эйджизм» послания братьев Вачовски всей нынешней публике (прежде всего в Америке, но и в других странах «Матрица» тоже имеет успех, в том числе у нас) заключается именно в демонстративном переворачивании с ног на голову извечной мечты человечества о светлом будущем и пугающих антиутопий о безысходном грядущем. Предрекаемый конец света оказывается в далеком прошлом, а постапокалиптический мир на исходе ХХII века с ужасающим диктатом машин над людьми, превращенными в аналоги энергетических батареек питания, все равно кажется бунтарям и эскепистам типа Морфеуса несомненно предпочтительнее, чем наивное пребывание во всеобщей дремоте существования в «славном минувшем», якобы на излете ХХ века, и чем незнание землянами истинного положения вещей. Словно и не возникает вопроса: куда же они, ведомые избранником по имени Нео, новоявленным Христом, призванным спасти все человечество, должны идти?! И вообще захотят ли отказаться от привычных заблуждений относительно убаюкивающего мира вокруг себя и ринуться в будущем (на самом деле - в настоящем) в смертельный бой с компьютерами и биороботами, создавшими свою технократическую цивилизацию?!

В обеих сериях «Терминатора» хотя бы была привлекательная идея предотвращения страшного грядущего, а тут лишь провозглашается благородная цель освобождения от тотального рабства и совершения Великой Человеческой Революции супротив всё подчинивших себе машин. Так и хочется углядеть в разрушительном порыве горстки смельчаков, выступающих за избавление цивилизации людей от извне навязанного сна, проявление типичного провокаторства, подрывательско-террористической деятельности, революционной «бесовщины» в понимании Достоевского. Или же, напротив, узреть в Нео своего рода тайного, глубоко законспирированного посланца некой могущественной организации, пусть даже и самой матрицы, которая хочет с его помощью выявить самых продвинутых хакеров и уничтожить их, чтобы подавить бунт в его зародыше.
«Матрица» (кадр из фильма)
Многовариантность развития действия и порой взаимоисключающие трактовки одного и того же связаны с тем, что братьям Вачовски, как и Джорджу Лукасу в его многолетней эпопее «Звездные войны», довелось породить собственную разветвленную киномифологию, которая потом уже сама плодит бесчисленные фантазии и домыслы у серьезных комментаторов и преданных фанатиков. Идея матрицы давно носилась в воздухе и, допустим, в упомянутых «Диких пальмах» была разработана куда утонченнее и умнее. Но лишь создатели «Матрицы» смогли подцепить зрителей на ловко заброшенную наживку, лишив их «сна золотого» о том, что мы живем и действуем в реальном настоящем. Подобно тому, как Лукас сочинил практически почти отсутствующий у Америки исторический эпос - только о славном и легендарном грядущем, так и братья Вачовски выдумали будоражащий миллионы обычных землян Новый Завет в своей Компьютерной Библии, где опять явившийся к людям Мессия будет звать всех «назад в будущее». Светлый образ «спасителя народов» не раз в человеческой истории способствовал затуманиванию мозгов широких масс и приходу к власти самых жестоких диктаторов, огнем и мечом утверждавших свое понимание того, что верно, а что неверно. Нео - такой же возмутитель спокойствия и духовный вождь, претендующий на изменение будто бы в корне ошибочного мира, как и целая когорта властителей умов, существовавших на самом деле, а не на экране. Вот еще один пример дежа вю, то есть сбоя в четкой и гармоничной работе всемирной матрицы.

Если разобраться, то, например, для американцев этот самый Томас Андерсон, который не хочет быть заурядным программистом в какой-то преуспевающей корпорации, а примеряет на себя терновый венок великомученика ради освобождения всего человечества, является ни кем иным, как... «яппи в опасности», человеком, уставшим от монотонной и скучной жизни и ищущим рискованные приключения на свою голову. И вообще сытой и довольной Америке так хочется самой постоянно ввязываться в опасные авантюры и диктовать всему остальному миру свои мессианские амбиции. И на новом вираже гонок за покорным вниманием собственной и мировой публики она готова лихо пожертвовать своей излюбленной матрицей «фабрики грез» и предоставить в распоряжение миллионов масс очередной наркотик - красную таблетку вместо синей. Одним словом, кинематографическое «экстази», действующее возбуждающе и тревожащее сознание обывателей: где мы и откуда мы?

Был знаменитый радиоспектакль «Война миров» в постановке Орсона Уэллса, вызвавший панику у слушателей. Были «Звездные войны», начавшись как постмодернистская сказочка для детей и взрослых, а должны закончиться уже не скрытой угрозой, когда в благородном герое-рыцаре берет верх темная сторона его сущности. «Матрица» предлагает более хитрый вариант «войны сознаний», когда сам зритель легко подпадает под влияние внушаемой с экрана мысли, что все вокруг есть порождение матрицы. Есть шанс медленно и неотвратимо, будучи раздвоенным, сходить с ума или же, бросив вызов окружающей реальности, браться за оружие «повстанца из будущего». На очереди - вторая и третья серии «Матрицы».

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>



]]>
Выбор читателей
Путин оценил ситуацию с рождаемостью в России строчкой из песни
Борис Акунин © KM.RU, Филипп Киреев
Писателя Бориса Акунина заочно приговорили к 14 годам лишения свободы
Трамп дал России 50 дней на урегулирование украинского конфликта
© KM.RU, Алексей Белкин
Госдума рассмотрит штрафы за поиск экстремистского контента в интернете
]]>




Агрегатор 24СМИ


]]>
Избранное
Игорь Саруханов, 20 апреля, Lюstra Bar
Arion «Vultures Die Alone»
«Дебилизация нации должна перестать быть приоритетом. Образование – самая большая катастрофа сегодняшней России»
Ответ на главный вопрос: Кто подарил букет Екатерине Мизулиной?
«Ундервуд», 12 апреля, VK Stadium
«Решение о прекращении штурма у меня вызывает вопросы, на которые я хотел бы получить ответы»
Этно-исторические и социально-психологические предпосылки кризиса в Белоруссии
Скворцы Степанова «Все хорошо!» (интернет-релиз)
С коленями как у птицы «Ничком»
Сиде – обломок античного мира
FIEND «Цветущий трепет»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.