Великобритания. 1945. 90 минут.
Авторы сценария Мюриэл Бокс (Muriel Box), Сидни Бокс (Sydney Box)
Оператор Реджиналд Х. Уайер (Reginald H. Wyer)
Художник Джеймс Картер (James Carter)
Композитор Бенджамин Фрэнкел (Benjamin Frankel)
Джеймс Мейсон (James Mason), Энн Тодд (Ann Todd), Херберт Лом (Herbert Lom), Хью МакДермот (Hugh McDermott), Альберт Ливен (Albert Lieven), Ивонн Оуэн (Yvonne Owen), Дэвид Хорн (David Horne), Мэннинг Уайли (Manning Whiley)
Посещаемость: 17,9 млн. зрителей
Премии: «Оскар» за оригинальный сценарий по итогам 1946 года
Оценка - 8 (из 10)
Психоаналитическая мелодрама
![]() |
В тот момент, когда англичанин Альфред Хичкок поставил в США психоаналитическую драму «Заворожённый», снабдив её, помимо идей Зигмунда Фрейда, ещё и сюрреалистическими снами, воплощёнными на экране Сальвадором Дали, его соотечественники также не остались в долгу, выпустив весьма популярную ленту «Седьмая вуаль», которая до сих пор (!) занимает десятое место по посещаемости в кинопрокате Великобритании. В Америке её наградили «Оскаром» за оригинальный сценарий, и картина оказала немалое влияние на заокеанских зрителей, если признанная американская критикесса Полин Кэл гораздо позже отмечала, что именно с «Седьмой вуалью» было связано в послевоенную эпоху представление о «взрослых мыслях» - то есть о тайных желаниях и подсознательных комплексах, которые могут мучить и даже подавлять человека.
Кстати, название фильма является типично психоаналитическим, что разъясняется в программной речи одного из героев, доктора Ларсена, говорящего о человеческом подсознании, скрытом за семью вуалями. Когда кто-то общается со своими близкими и любимыми людьми, то может открыть всего лишь шесть вуалей. Последняя же продолжает утаивать то, что находится глубоко внутри человека, вообще не осознаётся им, но влияет на самые разные поступки. Как раз психоанализ призван приподнять эту самую седьмую вуаль и помочь страдающему от неясных комплексов избавиться от их воздействия. Однако вполне благородная задача сублимации выступает в данной ленте ещё и с обратной стороны, поскольку главная героиня проходит своего рода истязания психоанализом - иначе это назвать нельзя.
Всё начинается с того, что молодая, талантливая пианистка Франческа Каннингэм переживает нервный срыв и попадает в клинику, откуда однажды летней ночью убегает и хочет сброситься с моста. Её спасают и начинают лечить психоаналитическим способом. Доктор Ларсен заставляет Франческу в состоянии сна рассказывать историю своей жизни - с того момента, когда она, ещё пятнадцатилетняя, училась в музыкальной школе, опоздала вместе с подругой на урок и подверглась физическому наказанию учительской линейкой. Возникший тогда страх был закреплён у девушки из-за последующего применения силы её опекуном, дядей Николасом, ударившим тростью по рукам в момент игры на пианино. Таким образом, комплекс вины оказался связанным у Франчески с музыкой, хотя дядя смог воспитать из неё известную пианистку, концертирующую по городам мира. В то же время он лишил подопечную всякой свободы, заставил делать только то, что нужно для музыкальной карьеры. Запретил брак Франчески с возлюбленным, увезя её в Италию. И в дальнейшем жёстко диктовал, как следует поступать в жизни и искусстве. А когда она опять попыталась вырваться из такого плена, особенно после встречи с художником-портретистом, то жизнь безжалостно обошлась с пианисткой, попавшей в аварию и начавшей испытывать непреодолимый страх перед музыкой.
Но дядя Николас, даже вопреки своему жестокому обращению с Франческой, всё равно кажется романтической натурой байроновского склада - к тому же он хром и имеет некое загадочное прошлое, связанное с женщиной на стенном портрете, о которой вообще не хочет вспоминать. А ради племянницы готов на всё, надеясь оградить её от того, что только мешает развитию таланта пианистки, уберечь от влияния посторонних людей, защитить от ненужных ударов судьбы. Да и сама Франческа, лишь пройдя период разрыва отношений с дядей, должна в итоге осознать (и в этом ей, в частности, помогает эксперимент, устроенный доктором Ларсеном), что действительно не может обойтись без него - более того, любит этого человека.
И пусть ныне кое-что из тогдашней практики психоанализа, являвшегося для многих зрителей необычным и таинственным, покажется несколько наивным и старомодным, надо также понимать, что сразу после войны немало пережившая аудитория, смотря подобные психоаналитические мелодрамы, освобождалась от собственных комплексов растерянности перед новой жизнью, безотчётного чувства неуверенности, необъяснимого страха и даже отчаяния. Грандиозный успех «Седьмой вуали» как раз подтверждает, что публика получила возможность за небольшую плату пройти своеобразный курс психотерапии.
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий