«НАРКОТОРГОВЛЯ»/«ТРАФФИК» (Traffic)
США. 2000. 147 минут.
Автор сценария Стивен Гэган (на основе британского минисериала Саймона Мура)
Операторы Стивен Содерберг (под именем Питера Эндрюса) и Джордан Элан (в титрах не указан)
Главный художник Филип Мессина
Художник Кит П.Каннингэм
Композитор Клифф Мартинес
Премии:
2 «Золотых глобуса» - за сценарий (Стивен Гэган) и второплановую мужскую роль в категории драмы (Бенисио Дель Торо), приз МКФ в Берлине-2001 за мужскую роль (Бенисио Дель Торо), 4 «Оскара» - за режиссуру, адаптацию (Стивен Гэган), второплановую мужскую роль (Бенисио Дель Торо) и монтаж (Стивен Миррионе).
Оценка - 7 (из 10).
Драма.
На экраны российских кинотеатров вышел новый, четырежды оскароносный американский фильм, название которого оставлено почему-то без перевода - «Траффик», как будто наши зрители обязаны знать, что в данном случае речь идет не об автодвижении в час пик, а о подпольной торговле наркотиками.
Эта лента уже вызвала споры в Америке, прежде всего среди разного рода политиков - конгрессменов и сенаторов, которых якобы раздражает жестокость и вульгарность показа мира наркоманов и наркодельцев, но на самом-то деле возмущает финальный пафос авторов, склонных усомниться в перспективности борьбы с наркомафией на правительственном уровне. Герой Майкла Дугласа, назначенный на высокий пост в Вашингтоне, чтобы отвечать за выполнение программы противодействия распространению наркотиков в США, непосредственно во время своей «инаугурационной» речи перед журналистами вдруг отказывается ее продолжать и смущенно покидает зал пресс-конференции. Потом мы видим его уже вместе с женой на собрании анонимных наркоманов и алкоголиков, где они намерены помочь своей юной дочери избавиться от ее пагубной зависимости. Так что получается - следует начинать войну с наркоторговлей внутри собственной семьи, чтобы искоренить возможность появления новых потенциальных потребителей зелья, доставляемого по самым разным каналам.
Идея, может быть, и неглупая, однако, реализована столь назидательно и с претензией на немедленное претворение в жизнь, что от этого, как говорится, скулы сводит. Вот почему «правильный зануда», к тому же блекло сыгранный Дугласом, даже не рассматривался никем в качестве претендента на какую-либо из премий. А считающийся второплановым персонаж Бенисио Дель Торо - живой, сомневающийся, заблуждающийся, чуть ли не каждый день вынужденный делать опасный выбор мексиканский полицейский - еще до того, как был признан на оскаровской церемонии, оказался награжденным именно как главный герой на Берлинском кинофестивале, где картину в целом жюри знаменательно проигнорировало.
Несмотря на то, что режиссер Стивен Содерберг небезыскусно выстраивает конструкцию фильма, чередуя места съемок, каждое из которых выглядит кинематографически по-особому, сводя и разводя знакомых и незнакомых людей, поневоле попадающих в орбиту вращения вокруг законспирированных наркосетей, сам этот принцип своего рода киномозаики представляется вторичным по отношению, допустим, к «Магнолии», удостоенной главной премии в том же Берлине в прошлом году. Лучше всего удались мексиканские сцены, снятые в чуть искаженной цветовой гамме, словно пересвеченные от зноя, обладающие стихийной энергетикой, которой в полной мере обладает и упомянутый герой Бенисио Дель Торо. А американским эпизодам свойственна некая холодность и мертвенность, что в конечном счете оборачивается против самого произведения, воспринимаемого в эти моменты отстраненно и без эмоций. Не очень-то переживаешь даже за дочь высокопоставленного чиновника, которая наркотизируется явно от скуки и ради разнообразия в жизни - что называется, с жиру бесится.
Но судя по тому, что лента, которая по нарастающей раскручивалась в американском прокате и в канун вручения «Оскаров» превзошла престижный стомиллионный рубеж кассовых сборов, бывший эстет Содерберг постиг законы привлечения публики, если он второй раз за год (сначала вышла экологическая драма «Эрин Брокович», за роль в которой «Оскар» наконец-то получила Джулия Робертс, самая высокооплачиваемая актриса Голливуда) угадывает с верной тематикой, а главное - с ее приемлемой трактовкой. Сохраняя баланс между определенной кинематографической шлифовкой изображаемого материала и сохранением его доступности и понятности для широкой аудитории, постановщик так же выверено и просчитано играет с нормами политкорректности, с тем, что дозволено и не дозволено, нигде не переходя невидимую грань. И поскольку Стивен Содерберг все же заслужил «Оскар» за режиссуру, чуть ли не вырвав из рук считавшегося фаворитом тайваньского мастера Ан Ли («Крадущийся тигр, затаившийся дракон»), то следует это приписать на счет его столь тонко проявившегося умения вписаться без зазора в современную политику Голливуда, склонного переманивать в коммерческое кино творцов арт-хаусных (авторских и малобюджетных) фильмов.
Тем не менее есть большая разница между Уильямом Фридкиным, тоже отмеченным 30 лет назад наградой Киноакадемии за режиссуру «Французского связного», одного из первых произведений об этом самом «траффике», и создателем новой ленты о наркоторговле. Казалось бы, картина Фридкина более соответствует понятию кассового боевика, по-настоящему динамична и в ряде захватывающих моментов до сих пор остается непревзойденной. Но в старом фильме прежде всего присутствовал дерзкий вызов, сумасшедший «драйв», в какой-то степени подобный наркотическому «улету». А нынешнее творение Содерберга похоже на тщательно выполненное домашнее задание прилежного ученика колледжа, которому все лишь надо было получить отличную оценку, чего он и добился в итоге.
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий