Анджей Ласки («Блудный сын»): «Уж не будет ли мой «Остров звезд» новым «Графом Монте-Кристо»?

Но его недавний роман «Остров звезд» требовал некоего выхода в музыкальную реальность. И ради этого Анджей Ласки вспомнил о своей давней группе «Блудный сын» (чья альтернативная история изложена в книге) — и возродил ее. Воспринимать ли этот реюнион как саундтрек к роману или у «Блудного сына» наполеоновские планы? На этот и другие вопросы Анджей Ласки исчерпывающе ответил в эксклюзивном интервью нашему порталу.
KM.RU: Группа «Блудный сын» существовала еще в 90-е, но с тех пор ее, я так понимаю, мало кто помнит. Расскажи, пожалуйста, о том периоде. Сколько удалось записать, где играли, каких максимальных достижений удалось тогда добиться?
- Не совсем так, за эти годы я встречал людей, которые все еще помнят те ламповые 90-е и группу «Блудный сын». Хочу напомнить, что электрический состав группы, существовавший с 1997 года – это была вторая реинкарнация группы. Первая была в период с 1993 по 1996 год, когда, собственно, она и была придумана Андреем Ковалевым и Андреем Гавриловым. Несмотря на то, что эти три года она существовала в акустическом варианте, им удалось записать несколько альбомов, поучаствовать в рок-фестивалях «Love Street» на Чистых Прудах, например, и «День Земли» в ЦПКиО им. Горького. Ну и также большое количество квартирников (формат клубного рока тогда только-только зарождался).
В 1997 году, когда группа «Блудный сын» взяла творческую паузу, я познакомился с Андреем Гавриловым, и мы с ним переосмыслили этот проект. Мы начали все заново, собрав новый коллектив музыкантов. Взяли часть старых песен авторства Андрея («Едкий дым сигарет», «Скажи мне: «Да», «Мы так одиноки»), написали новые, в частности «Последний поезд на Париж», который и стал нашей визитной карточкой. А в 1998 году в этом составе записали полноценный одноименный альбом.
Конечно, много выступали и в клубах, и на музыкальных фестивалях, участвовали в программах на радиостанциях. Пытались всячески максимально расширить круг наших слушателей. И что-то даже удавалось: с трудом, но завоевывали свою аудиторию. А в 2000 году записали сингл «Игра» на студии у Дельфина под руководством Виктора «Мутанта» Шевцова (кстати, в то же самое время Вис Виталис там писал свой известный сингл «В белом гетто»). Сингл получился интересным, качественным по звуку и все бы хорошо, но по некоторым причинам из-за внутренних противоречий сам проект «Блудный сын» опять был свернут на продолжительное время.
KM.RU: В романе «Блудный сын» описан очень рельефно и достоверно, но именно как западная группа. Почему? Вы и в те времена вдохновлялись исключительно западными образцами? И если была все-таки ориентация на наши группы, в чем она проявилась?
- За прошедшие годы я отошел от музыки, открыв для себя литературу. И вот, когда мне пришла идея написать роман «Остров звезд», то даже название группы придумывать не пришлось – я взял его из жизни. Но контекст самого произведения таков, что описанные в романе события происходят в Америке, и на этом фоне сделать из «Блудного сына» западную группу - это было вполне логичным решением.
Хотя, если говорить именно о нашем проекте, то в те времена мы старались ориентироваться на музыку популярных британских групп Radiohead, Blur, Oasis. В каких-то наших песнях того периода это хорошо прослеживается. Но безусловно, что и классические русские образцы имели место быть, ведь мы живем здесь, в России, влияние русского рока оно безусловно, оно в генах. Взять хотя бы «Едкий дым сигарет» - лирическая распевная песня в русско-народной стилистике в роковой аранжировке. Эта песня тоже была одной из самых популярных и попала в сетку радиостанции «Юность».
KM.RU: Какие-то реальные события, связанные с тобой и реальной группой «Блудный сын» нашли свое отражение в романе «Остров звезд»?
- Конечно, первая часть книги – одна именно об этом. Кому-то из моих читателей она кажется скучноватой, кому-то напротив. В ней описывается становление группы из простой уличной музыкальной «банды» в звезд рок-музыки. Это непростой путь, как многие думают. Кроме того, чтобы просто уметь играть на музыкальных инструментах нужен талант и очень большая частичка удачи. Именно это происходит с моими героями, когда они встречают своего администратора Лайонелла Шорта. И да, это прямой отсыл к группе «Битлз» и Джорджу Мартину. Но вот у нас такой удачи, не было, к сожалению. Мы не то, что журавля в небе упустили - синицы не поймали. Так и тащили свой музыкальный талант на своем горбу.
Но во всем остальном это все практически правда от начала и до конца: чтобы стать великим музыкантом нужно много трудиться. Не бывает такого, что сегодня ты первый раз взял гитару в руки, а завтра тебе рукоплещут залы (как думают многие). Между этими событиями еще и упорный труд.
KM.RU: Получается, что сейчас «Блудный сын», альбом которого, по сути, вырос из романа и отчасти его иллюстрирует, является скорее арт-проектом, нежели действующей боевой единицей?
- Это была безусловно отличная идея проиллюстрировать роман настоящими песнями. Благодаря ей мы достали проект «Блудный сын», отряхнули с него пыль и поработали в студии. Я совершенно не был уверен в результате, поэтому никому ничего не говорил. Но в результате получился очень интересный миниальбом «Следуй за мечтой!», который мы презентовали широкой аудитории. Сейчас он размещен на всех цифровых витринах и любой слушатель может с ним ознакомиться.
Этот альбом расширил вселенную книги «Остров звезд», добавив в нее 3D-реализма. Это то, как могла бы звучать книжная группа в реальной жизни. Да, мы писали материал как для настоящей стадионной группы – это хорошо слышно в песнях. Накидывали по ходу дела детали и получилось то, что получилось. Я очень доволен результатом.
Сейчас я получаю много отзывов с разных сторон, которые сводятся к тому, что просят не останавливаться и продолжать. А я, скажу честно, меня очень увлек этот процесс. Я как будто вернулся на двадцать пять лет назад. И стопора нет, я и сам хочу и готов продолжать. Поэтому нет, если вначале действительно это был не более, чем арт-проект, то сейчас это перешло в раздел самостоятельной рок-единицы.
Вот, кстати, в марте у нас вышел новый сингл «Ты плачешь», на стихи Джорджа Байрона. Но и я там, безусловно, поучаствовал в написании текста. Получилась такая современная интеграция, довольно интересная для меня самого, потому что без Интернета случайный слушатель не сможет понять, какая часть написала классиком, а какая Анджеем Ласки.
KM.RU: А есть ли музыканты, которые тебя вдохновляют? Какими качествами в них ты восхищаешься?
- Пожалуй, моим фаворитом является Фредди Меркьюри. Его дух, его харизма, его пример восхождения на сцену, умение себя преподать, найти музыкальные «фишки», его внутренняя свобода – это то, чего нет у многих. Я слушал его в школе, я слушал его в институте, я слушаю его и теперь. Конечно, мой любимый фильм «Богемская рапсодия». Фредди Меркьюри – один из немногих, кто взошел в пантеон мировой славы и никогда его не покинет, сколько бы лет ни прошло. Это классика, с которой мало кто может сравниться. Кроме него – The Beatles, Стивен Тайлер из Aerosmith и Мик Джаггер и Rolling Stones.
KM.RU: Есть ли у тебя конкретные рекомендации, как надо воспринимать альбом «Блудного сына» в контексте романа «Остров звезд»: слушать его фоном под чтение романа, озвучивать этими песнями конкретные эпизоды или лучше все же по отдельности?
- Слушать фоном, конечно, можно, если это не будет отвлекать от текста. Но роман скрывает несколько слоев подобно «Бойцовскому клубу», поэтому есть риск упустить что-то важное. Пусть альбом будет хорошим дополнением к книге, чтобы можно было слушать его отдельно, где угодно: в метро, в машине, в самолете и так далее, потому что он не привязан к конкретным эпизодам и существует самостоятельно.
KM.RU: Те песни альбома, которые были написаны еще в 90-е, как-то трансформировались сейчас, исходя из замысла романа?
- Нет, нисколько. Я не стремился связать их смыслово со строками романа. Скажу так, они обрели новое звучание и, как оказалось нисколько не проигрывают современным музыкальным тенденциям. Например, «Последний поезд на Париж» - наш хит – зазвучал по-новому и, мне кажется еще более классно, чем был в 90-х годах. Его хитовость никуда не делась. А другие – «Крылья», «Ша-ла-лай» – никогда не были записаны раньше, только сейчас, и исполнялись просто под акустическую гитару в кругу друзей. Но получили довольно теплый отклик от слушателей. Я знаю, что у некоторых «Крылья» на постоянном репите. Такая глыба получилась, хотя в ее потенциал я всегда верил.
KM.RU: А как сочетается с книгой песня «Снежная», в которой упомянуто отнюдь не зарубежье, а зимняя Москва?
- Я повторюсь, мы живем здесь и сейчас. Я очень люблю Москву, я прожил здесь всю сознательную жизнь. А «Снежная» была написана от души, очень быстро и всем ребятам понравилась. Мы решили, что стоит ее записать для альбома. В конце концов, у «Scorpions» тоже есть «Wind Of Change» или у Майкла Джексона «Stranger In The Moscow», и я уже не говорю о «Dschinghis Khan» с их хитом «Moskau» - все это песни о Москве от западных исполнителей. Так что, в каком-то смысле, мы остаемся вполне себе в контексте.
KM.RU: Какова будет дальнейшая судьба группы «Блудный сын»? Останется ли он виртуальным проектом, который будет продолжаться, например, как саундтрек и ко второму тому «Острова звезд»? Или же ты потихоньку будешь с ним выходить на клубные площадки — может, как раз, для начала с камерными версиями?
- Вот ты как уверенно говоришь про продолжение «Острова звезд», хотя я только думаю над ним. Я поставил своего героя в довольно сложную ситуацию в конце романа и мне будет трудно распутать этот завязанный узел. Уж не будет ли это новым «Графом Монте-Кристо»? Посмотрим.
А что касается группы, сейчас я больше склоняюсь к мысли, что все-таки однажды мы найдем время, вылезем из студии и заявим о себе. Клубы? Возможно. Фестивали – скорее да. Есть несколько мыслей. Я думаю, увидимся!
Фото Евгений "Dzhoni Bravo" Гладских
Комментарии читателей Оставить комментарий