Сборник «Антология Христианского Рока в России» (2LP)

Непривычный для нашего времени концептуальный сборник, вышедший почти двадцать лет назад, дает шанс понять, что тогда думали рок-музыканты о религии. Артисты собраны на двойнике разные - и очень известные и не очень, и прямолинейно излагавшие глубокие концепции, и несущие непростые мысли, углубляющиеся в суть вещей, в причины, двигающие миром и цели, стоящие перед людьми.
Музыкально всё традиционно и привычно. К такой тематике чаще склоняются исполнители тяжелого жанра – кажется, что об этом нужно кричать. Концепция, изложенная в описании группы «Царская охота» - «нести слово Божие в народ современными музыкальными средствами, а именно - ортодоксальным роком», звучит ясно, но, пожалуй, неоднозначно. Рок-мейнстрим, излагающий библейские истины, звучит десятилетия, его трудно признать таким уж «современным» языком.
Взгляд из 90-го суров, но и рок-елей тоже присутствует. Складываются два полюса, напряжение между ними выстраивает альбом в сюиту. Музыканты изрекают истины, дидактичность делает альбом прямолинейным, но целеустремленным. Особняком стоит Николай Парфенюк, завершающий альбом красивым и серьезным треком «Ангел мой». Запомнились также Андрей Мисин – «Свеча и меч».
Большой артист звучит серьезно и интересно. «Новый Иерусалим» исполняет «Песнь Деве» с текстом Лермонтова а капелла, «Легион» - «Не бойся войти в Храм» – хардовую среднетемповую композицию, «Мономах» - «С нами наш Бог», серьезные люди остаются в рамках пауэр-рока и делают это напористо и маршево. Но главной легендой христианского рока России остается «Трубный зов» Валерия Баринова – звучит вещь «Вы убили Его», разрешая противоречия между молитвенной образностью текста и иносказательным языком рок-сцены.
Славить Христа под грохот рок-музыки дело непростое и неординарное. На эти вопросы пробует дать ответ сопроводительная статья от нонконформистского, по тем временам, священника Всеволода Чаплина. Но теперь перед нами надолго пример Пусек, танцующих на амвоне, статья про такое и не ведает и выделяет другие точки кипения эмоций. Описывая состояние христианского рока в то время, пишут про «трудности текущего периода» – как говорится, знали бы…
Итог – обзор жанра, уступившего тогда не менее экспрессивной, но более естественной для «широких масс» плясовщине и заигрываниям с чертовщиной. «Белый» рок воспринимался, как естественная реакция на «черный». Сейчас он выведен под корень, наверху другие силы, альтернативу нужно формулировать заново. Записано несколько дисков с Псалмами, это оригинальные и глубокие альбомы, однако, такая концептуальная последовательная работа, как на этом диске, сейчас вряд ли возможна. Значит, богатая некогда ниша не заполнена.
Так какого цвета «наш» рок – чёрный он или белый? Сборник доступен, музыка – нужна времени и душеполезна. Но он описывает конец в России эпохи «того» рока, который был национальным продуктом и искал свой, оригинальный язык. Вопрос - как петь «христианский рок» сейчас не стоит, его надо возрождать, широко известных таких групп просто нет, и вот это уже – и диагноз, и программа развития. Надеемся, они появятся.
Альбом предоставлен магазином Виниломан https://vinyloman.ru/
Комментарии читателей Оставить комментарий