Великобритания. 1987. 157 минут.
Автор сценария Джон Брайли (John Briley) по книгам «Бико» (Biko) и «Как накликать беду» (Asking for Trouble) Доналда Вудса (Donald Woods)
Оператор Ронни Тейлор (Ronnie Taylor)
Главный художник Стюарт Крэйг (Stuart Craig)
Художник Джон Кинг (John King)
Композиторы Джордж Фентон (George Fenton), Джонас Гвангва (Jonas Gwangwa)
(Kevin Kline), Дензел Вашингтон (Denzel Washington), Пенелоп Уилтон (Penelope Wilton), Кевин МакНэлли (Kevin McNally), Джон То (John Thaw), Тимоти Уэст (Timothy West), Хуанита Уотермен (Juanita Waterman), Джон Харгривз (John Hargreaves), Алек МакКоуэн (Alec McCowen), Закес Мокае (Zakes Mokae), Иэн Ричардсон (Ian Richardson), Джулиан Главер (Julian Glover)
Премии: приз БАФТА за звук (Джонатан Бейтс, Саймон Кей, Джерри Хамфриз - Jonathan Bates, Simon Kaye, Gerry Humphreys)
Оценка - 7 (из 10)
Политическая драма
Известный британский актёр и режиссёр Ричард Аттенборо мечтал с конца 50-х годов о постановке подобной картины. Но минула четверть века, прежде чем он встретился в августе 1983 года (вскоре после оскаровского триумфа своего фильма «Ганди», кстати, чьё действие частично происходит в Южной Африке) с журналистом Доналдом Вудсом, автором книг «Бико» и «Как накликать беду». Спустя месяц Аттенборо решился на экранизацию этих невыдуманных историй, ясно осознавая, что даже может подвергнуть себя риску в условиях ещё существовавшего режима апартеида. Однако, чтобы иметь возможность для финансирования важной для него ленты, английский постановщик сначала принял приглашение американских компаний и снял мюзикл «Кордебалет». А работа над «Кличем свободы» началась в 1986 году в Зимбабве , где забрасываемые из ЮАР вооружённые банды несколько раз пытались уничтожить декорации. Сам режиссёр и его жена всё время находились под наблюдением двух телохранителей. Из-за постоянных угроз только трое в съёмочной группе знали, где хранится отснятый киноматериал. Так чем же мог прогневать южноафриканские власти всего лишь замысел картины?!
«Клич свободы» рассказывает о трагической судьбе лидера Движения за национальное самосознание африканского населения Банту Стивена Бико (или просто - Стива Бико), который погиб в камере полиции безопасности при невыясненных обстоятельствах в сентябре 1977 года. Первоначально критиковавший его за «чёрный расизм» белый журналист Доналд Вудс из газеты «Дейли диспетч» из Ист-Лондона, портового города в ЮАР, постепенно подружившись с Бико и разобравшись в истинных целях деятельности молодого борца с апартеидом, встал на его сторону. Узнав о гибели Стива Бико, Вудс сумел вместе с фотографом пробраться в морг, сфотографировать тело умерщвлённого друга и затем выступить в печати с опровержением официального сообщения, что смерть Бико наступила в результате объявленной голодовки. Через месяц сам журналист был арестован в аэропорту Йоханнесбурга, и ему запретили в течение пяти лет писать, путешествовать, принимать участие в митингах и вести какую-либо общественную деятельность. Тогда Доналд Вудс решил вместе с семьёй бежать из ЮАР, оказавшись в итоге в Лондоне.
Таким образом, фильм распадается на две части: в первой, снятой в более хроникальной манере, речь идёт о Стиве Бико, а вторая повествует о стремлении его друга-журналиста выбраться из страны, чтобы поведать мировой общественности об истинных обстоятельствах смерти лидера африканцев. Несмотря на сомнения и недоверие некоторых южноафриканских борцов с апартеидом, Ричарду Аттенборо удалось при помощи американского актёра Дензела Вашингтона передать обаяние личности Бико. Исполнитель был выдвинут на соискание «Оскара», что само по себе знаменательно и почётно. Но всё-таки постановщик «Ганди» делал на сей раз не биографическую ленту, поэтому во второй половине повествования хотел в драматической, динамичной, напряжённой форме (чего стоит побег Вудса, переодевшегося священником и покрасившего волосы!) раскрыть судьбы белых людей, которые осознали аморальность существующего в ЮАР режима и включились в борьбу против него.
Между прочим, за такую «беллетризацию истории» якобы в голливудском духе Аттенборо удостоился критики «слева», в то время как «крайне правые» обвиняли его в «коммунистической пропаганде». Сам же режиссёр предпочитал высказываться осторожно: «Я не политик и не философ. Моя работа - шоу-бизнес. И если я хочу рассказать о чём-то отталкивающем, отвратительном в нашей жизни, я должен сделать это так, чтобы вызвать интерес публики». Но «Клич свободы» доказывает, что Ричард Аттенборо, заслуживший титул Сэра ещё в 1976 году, является и политиком, и философом, также умеющим привлечь зрителей, хотя эта картина не вызвала большого резонанса, в отличие «Ганди».
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий