]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная → Фильмы → Обелиск
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Обелиск

Год:
1976
Продолжительность:
98 мин.

СССР. 1976. 98 минут.

Авторы сценария Василь Быков и Ричард Викторов по повести Быкова

Режиссер Ричард Викторов

Оператор Андрей Кириллов

Художник Александр Дихтяр

Композитор Владимир Чернышев

В ролях: Евгений Карельских, Игорь Охлупин, Леонид Охлупин, Саша Стригалев, Павел Кунич, Слава Заяц, Анна Викторова, Михаил Глузский, Валерий Носик, Сергей Гурзо, Кирилл Столяров.

Оценка - 4 (из 10).

Военно-социальная драма.

Алесь Мороз, белорусский учитель, сдается немцам, чтобы спасти от смерти шестерых своих учеников. Убивают всех. Случайно выживает лишь один - Паша Миклашевич. Стоило ли Морозу жертвовать собой? Неужели можно доверяться обещаниям немцев? С другой стороны, необходимо было использовать любой шанс, чтобы дети остались живы. Но Мороза, совершившего нравственный поступок, некто Ткачук, хорошо знавший его, объявляет предателем. И он же, искупая свой грех, добивается через много лет после войны, чтобы фамилия Мороза так же значилась на обелиске, как и фамилии его погибших учеников Конечно, обелиск - лишь сооружение из камня без человеческой памяти о том или тех, в честь кого поставлен памятник. О Морозе, кроме мучающегося Ткачука, помнил только выживший Паша Миклашевич. Но и он умер - а вместе с ним как бы умерла память о геройском учителе. Людям свойственно забывать, тем более, если речь идет о н е п р и н я т о м герое, для многих остающемся предателем.

Проблемы, тревожащие Василя Быкова как художника и человека, переходят из одной повести в другую. Где грань между добром и злом, нравственным и безнравственным, памятью и забвением, верой и безверием, героизмом и предательством, невинностью и виновностью, самопожертвованием и самоутверждением? Быков пытается решить эти неразрешимые антиномии человеческого духа. Еще в "Сотникове" есть намек на то, что Сотников после смерти, по воле случая, может остаться в памяти людей не как герой, а предатель. В "Обелиске" эта тема является основной. Мы сталкиваемся с каким-то противоречием. С одной стороны, война для Василя Быкова - судья в споре: что есть добро, а что зло. Но с другой стороны, война может вынести поспешное решение и загубить человеческую судьбу. На самом деле, противоречия нет. "Обелиск" выходит за рамки военной прозы. Писатель уже из настоящего оспаривает приговор, вынесенный войной, который справедлив только с точки зрения военных условий. Для Быкова же важна самоценность героического поступка. Да, Мороза не поняли. Но тем не менее он поступил ведь правильно. Самое главное - не изменил себе. Рано или поздно, Мороза все равно оценят по заслугам - и это будет ему обелиском.

Однако повесть "Обелиск" не только о Морозе, но и о тех, кто остался жив или родился после войны. Люди привыкают к общепринятому и не любят, когда что-либо устоявшееся меняется, когда правда оказывается ложью и наоборот. Возможно, Мороз - герой. Но гораздо спокойнее, а главное - удобнее, не упоминать каждый раз его имя. Вдруг опять зачислят в предатели. Переоценка прошлого всегда рождает неверие. Вернее - недоверие к Истории. Кто знает: что там, в далекие годы, происходило, кто был прав, а кто виноват? Так нужна ли этим людям правда о Морозе? Им ведь безразлично прошлое. Они живут настоящим.

Но при переносе на экран проблематика повестей Василя Быкова в лучшем случае искажается (как в талантливом фильме "Восхождение" Ларисы Шепитько, во многом расходящемся с повестью "Сотников") или существенно упрощается, в результате чего теряется философское, общечеловеческое звучание, и ленты не поднимаются выше обычного изложения событий. Режиссер, взявшийся за экранизацию серьезного произведения искусства, никогда не сможет создать достойный эквивалент, если будет пытаться воспроизвести на экране лишь пласт жизни, содержащийся в первоисточнике, тогда как его суть составляет пласт искусства. Явления жизни, осмысленные художником и ставшие явлениями искусства, представляют собой свидетельство не о том, что действительно было, а только м о г л о б ы т ь. Искусство пытается построить идеальную модель мира.

Обратившись к повести "Обелиск", Ричард Викторов предпочел пойти по более легкому пути. Банальности и штампы сопровождают развитие сюжета на каждом шагу. Узнаваемое нами узнается не как жизнь, приметы времени, человеческие судьбы, но как виденное по несколько раз в самых различных фильмах. И вот это ощущение вторичности не покидает на протяжении всего просмотра. Знакомые конфликты находят знакомые разрешения. Герои произносят заранее известные фразы. Все как бы понарошку. И режиссер не идет дальше воспроизведения фабулы. Только однажды он отходит от повести Василя Быкова (хотя писатель значится в титрах как соавтор сценария), но лучше бы этого не делал. В финале у Быкова прошлое выходит к настоящему - действие возвращается в современную жизнь. Автор предлагает самому читателю определить: кем был Мороз? А будничный тон последней фразы "Мы подъезжали к городу" говорит о том, что с рассказом Ткачука ничего в мире не изменилось - возносить великие почести обыкновенному учителю никто не собирается.

В фильме все иначе. Уже с самого начала заметна тенденция героизации каждого, даже самого обычного поступка Мороза. Финальные же кадры - настоящий апофеоз мужества учителя и его учеников. Их шествие (по-другому не назовешь) по цветущему саду словно символизирует бессмертие героев в памяти людей. Но это ведь ложь. Никому нет дела до подвига Мороза. И вся эта патетика - нечто совершенно противное духу строгих быковских повестей. Стиль ленты Викторова напоминает речь партийного деятеля на похоронах Миклашевича. Пафоса на целое человечество, а искренности ни на грош. И точно так же, как претит хвалебное словонедержание на официальных шумихах по самому разному поводу, нас раздражает фальшивая героизация в финале фильма "Обелиск", сдобренная, к тому же, слащавостью и сусальностью изображения. Кажется, что не люди, а ангелы плывут по райским кущам. Здесь более уместна иная, чем в повести, заключительная фраза, примерно такая: "Мы подлетали к Раю".

В результате проведенной режиссером вивисекции быковская тема предателя и героя (ничуть не хуже борхесовской!) превратилась лишь в помпезную тему героя. Сложная, запутанная судьба Алеся Мороза стала сразу простой и понятной. Никаких проблем, никаких конфликтов. Своим фильмом Ричард Викторов еще раз доказал то, что уже давно всеми принято как данность. О героях помнят. Никто не забыт, и ничто не забыто. К могиле Неизвестного солдата новобрачные и иностранные гости возлагают цветы. Но зачем нам такая официальная память?! Одно дело - обелиск, другое - человек. Повесть Василя Быкова - как раз о том, что надо помнить человека. Память должна быть в душе каждого, а не только в словах и поступках. Человек должен нести в себе память о всем человеческом прошлом и о каждом человеке в отдельности. Как писал Сартр, "существует только настоящее, и каждый человек - это сумма всех людей и несет в себе самом историю".

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>



]]>
Выбор читателей
Кадры из видеотрансляции на официальном сайте президента Франции
Макрон заявил о готовности отправить до 50 тысяч военных на Украину
Дмитрий Песков © KM.RU, Филипп Киреев
Песков заявил о необходимости военной цензуры в России
Путин оценил ситуацию с рождаемостью в России строчкой из песни
Борис Акунин © KM.RU, Филипп Киреев
Писателя Бориса Акунина заочно приговорили к 14 годам лишения свободы
]]>




Агрегатор 24СМИ


]]>
Избранное
Летная школа «[НЕ]громко» (интернет-сингл)
Теплая Трасса «Сигналы»
Leos Hellscream feat Fun Mode, Real Bassist, Глеб Олейник, Dissforeas, Duck Quack «Кепка» (интернет-сингл)
«Гран-КуражЪ», 20 июля, Зеленый Театр Парка Горького
QUEENtet Сергея Мазаева «П.И. Чайковский. Время года» (CD + винил)
Garage band, 1 января, «16 Тонн Арбат»
Принудительная удалёнка: Власть собралась побеждать пандемию за счёт работодателей
Визит патриарха Варфоломея усугубит русофобию на Украине
Леонид Ивашов: «Может получиться так, что все выгоды от возможного экспорта вооружений в Иран получит Китай, а не РФ»
YARuGA и др. «Сны Высокого» (интернет-сингл)
Действуй! «Грустно и пусто»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.