СССР. 1973. 86 минут.
Автор сценария Александр Попов по мотивам повести М.Жестева «Степанида Базырина»
Режиссер Родион Нахапетов
Оператор Сергей Зайцев
Художник Иван Пластинкин
Композитор Богдан Троцюк
В ролях: Марина Неёлова, Юозас Будрайтис, Станислав Бородокин, Майя Булгакова, Владимир Зельдин, Виктор Косых, Николай Пастухов, Валентин Зубков, Иван Косых.
Зрительский успех - 18,0 млн. при тираже 1121 копия.
Оценка - 7,5 (из 10).
Премии: приз актрисе Марине Неёловой на ФЕСТ-76 в Белграде.
Мелодрама.
Пожалуй, в утверждении своих позиций в режиссерских работах Родион Нахапетов более страстен и эмоционален. Поначалу это показалось неожиданным, если иметь в виду сдержанную манеру его актерской игры. Торжествующая сила любви, преображающей людей, открытость чувств, чистота и тонкость души в тех героях, которым режиссер отдает свои симпатии, романтическое отношение к миру и поэзия всего сущего - вот то, что составляет эмоциональную природу его фильмов.
Критик Лев Аннинский писал по поводу картины «С тобой и без тебя...» об интересе Нахапетова к «лирическому самоопределению души», к «всепокоряющей лирике», одновременно напрасно упрекая в том, что любовная история показана лишь на фоне социальных катаклизмов в советской деревне начала 30-х годов. Оригинальность этого фильма не только во внесении режиссером и актрисой Мариной Неёловой современных черт характера в сложившийся типаж крестьянки тех лет, но и в том, как сквозь призму любви, самоопределения души Стеши и Федора Базыриных раскрывается социальный план рассказываемой истории: невозможность для человека жить в стороне от других людей. Вряд ли бы современный режиссер стал снимать картину лишь о том, как бывший единоличник приходит в колхоз. Родиона Нахапетова волнует актуальная проблема человеческой обособленности, которая в большинстве современных фильмов рассматривается для наибольшей ясности и определенности на историческом материале. Ситуация 30-х годов в ленте «С тобой и без тебя...» катализирует процесс ломки сознания Федора Базырина...
Самое название указывает на альтернативу, стоящую перед героем. Не случайно, что Базырин заявлен как единоличник не только по социальному типу, но и по характеру. Федор - «бирюк», угрюмый и замкнутый, в свои немолодые годы еще холостой. Полюбив Стешу, он ухаживать не пытается, признаться в любви не решается, боясь отказа... Нельзя сказать, что у него нет души. Похитив Стешу, Федор находит для нее нежные, искренние слова, идущие от самого сердца, - и убеждает своей любовью, заставляет поверить в себя. Но все же его душа оттаивает не сразу. Федор любит только для себя, ища утешения и понимания, и Стешу хочет удержать для того, чтобы было тепло в доме. Вся жизнь заключена для него в понятиях «дом», «хозяйство». А Стеша - лишь необходимая часть этого дома. В Федоре происходит мучительная борьба с самим собой, с психологией единоличника, собственника. Любовь к Стеше пробуждает в нем глубоко скрытые чувства, тайные резервы души и вносит раздор и смятение: как дальше жить? По старинке Федор не может - без Стеши все уныло и тоскливо. А она тянется к людям, не выдерживая одиночества вдвоем.
Образ Стеши Базыриной в исполнении Марины Нееловой - бесспорная удача фильма, его камертон, мера духовности. Режиссера не смутило несоответствие облика актрисы представлениям о типе подобной героини. Ему была необходима живая, чистая, открытая душа, способная чувствовать безоглядно, любить на пределе, но с внутренним достоинством, обостренным нравственным чутьем, нетерпимостью к малейшей фальши и неискренности. Стеша - натура благородная, одухотворенная, переживающая чужую боль, как свою, отдающая себя другому человеку, любовью поддерживая его и преображая, - и сама преображающаяся от любви, обретающая новый смысл жизни в радости совместного труда, в единении с людьми. Неелова естественна в этой роли до мельчайшего нюанса, убедительна в неожиданном сочувствии Стеши к своему похитителю, в ее горечи и разочаровании в прежде любимом Ванечке, пришедшем вызволять невесту с ружьем и при поддержке милиционеров, в выстраданной и поэтому особенно сильной любви к Федору... но и в яростном и упорном желании жить с мужем и будущим сыном среди людей. Уходя от Федора в деревню, Стеша как будто знает, что он пойдет следом, ощутив потерю, равную утрате самой жизни. Теперь уже Федор оказался похищенным - во имя любви, собственной души, ради будущего.
Любопытно, что Нахапетов как бы специально выбирает исторический материал, сопротивляющийся сугубо эмоциональной трактовке. В картине «С тобой и без тебя...», концентрирующей внимание на истории взаимоотношения двух героев, приходящих через осознание нераздельности своих судеб к пониманию неотделимости от мира людей, удивительно лиричная, нежная интонация, поэтический взгляд на реальность кажутся оправданными, вносящими свежесть и непосредственность в давно известный материал...
Изобразительный ряд задан с первого кадра, когда приравниваются крупные планы человеческих рук, лиц - и травы, листвы. И в дальнейшем развитии сюжета природа, кажется, принимает, непосредственное участие: настороженная и тревожная в сцене похищения Стеши (черно-белое изображение), лиричная и одухотворенная в кадрах любви героев, радостная и торжествующая в эпизодах уборки урожая. Умело вмонтированы крупные планы лошади и собаки Базыриных - создается такое ощущение, что они переживают за персонажей, выражают свое отношение к происходящему. А кадр в финале, когда Федор снимает ошейник с собаки и отпускает ее на свободу, можно трактовать иносказательно по поводу самого Базырина, решившего порвать с жизнью на хуторе. И природа, и человек в равной мере заслуживают крупного плана, поэтому режиссер активно использует трансфокатор, меняя резкость изображения в кадре. Этот прием - как лейтмотив фильма, в какой-то мере раскрывающий его идею о невозможности человеческого обособления, о неотделимости от мира. Как антитеза данному приему - кадры обеда в поле, где внутри кадра запечатлено единство людей друг с другом и природой.
Фрагмент из буклета «Родион Нахапетов».
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий