]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная → Фильмы → С тобой и без тебя...
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

С тобой и без тебя...

Год:
1973
Продолжительность:
86 мин.

СССР. 1973. 86 минут.

Автор сценария Александр Попов по мотивам повести М.Жестева «Степанида Базырина»

Режиссер Родион Нахапетов

Оператор Сергей Зайцев

Художник Иван Пластинкин

Композитор Богдан Троцюк

В ролях: Марина Неёлова, Юозас Будрайтис, Станислав Бородокин, Майя Булгакова, Владимир Зельдин, Виктор Косых, Николай Пастухов, Валентин Зубков, Иван Косых.

Зрительский успех - 18,0 млн. при тираже 1121 копия.

Оценка - 7,5 (из 10).

Премии: приз актрисе Марине Неёловой на ФЕСТ-76 в Белграде.

Мелодрама.

Пожалуй, в утверждении своих позиций в режиссерских работах Родион Нахапетов более страстен и эмоционален. Поначалу это показалось неожиданным, если иметь в виду сдержанную манеру его актерской игры. Торжествующая сила любви, преображающей людей, открытость чувств, чистота и тонкость души в тех героях, которым режиссер отдает свои симпатии, романтическое отношение к миру и поэзия всего сущего - вот то, что составляет эмоциональную природу его фильмов.

Критик Лев Аннинский писал по поводу картины «С тобой и без тебя...» об интересе Нахапетова к «лирическому самоопределению души», к «всепокоряющей лирике», одновременно напрасно упрекая в том, что любовная история показана лишь на фоне социальных катаклизмов в советской деревне начала 30-х годов. Оригинальность этого фильма не только во внесении режиссером и актрисой Мариной Неёловой современных черт характера в сложившийся типаж крестьянки тех лет, но и в том, как сквозь призму любви, самоопределения души Стеши и Федора Базыриных раскрывается социальный план рассказываемой истории: невозможность для человека жить в стороне от других людей. Вряд ли бы современный режиссер стал снимать картину лишь о том, как бывший единоличник приходит в колхоз. Родиона Нахапетова волнует актуальная проблема человеческой обособленности, которая в большинстве современных фильмов рассматривается для наибольшей ясности и определенности на историческом материале. Ситуация 30-х годов в ленте «С тобой и без тебя...» катализирует процесс ломки сознания Федора Базырина...

Самое название указывает на альтернативу, стоящую перед героем. Не случайно, что Базырин заявлен как единоличник не только по социальному типу, но и по характеру. Федор - «бирюк», угрюмый и замкнутый, в свои немолодые годы еще холостой. Полюбив Стешу, он ухаживать не пытается, признаться в любви не решается, боясь отказа... Нельзя сказать, что у него нет души. Похитив Стешу, Федор находит для нее нежные, искренние слова, идущие от самого сердца, - и убеждает своей любовью, заставляет поверить в себя. Но все же его душа оттаивает не сразу. Федор любит только для себя, ища утешения и понимания, и Стешу хочет удержать для того, чтобы было тепло в доме. Вся жизнь заключена для него в понятиях «дом», «хозяйство». А Стеша - лишь необходимая часть этого дома. В Федоре происходит мучительная борьба с самим собой, с психологией единоличника, собственника. Любовь к Стеше пробуждает в нем глубоко скрытые чувства, тайные резервы души и вносит раздор и смятение: как дальше жить? По старинке Федор не может - без Стеши все уныло и тоскливо. А она тянется к людям, не выдерживая одиночества вдвоем.

Образ Стеши Базыриной в исполнении Марины Нееловой - бесспорная удача фильма, его камертон, мера духовности. Режиссера не смутило несоответствие облика актрисы представлениям о типе подобной героини. Ему была необходима живая, чистая, открытая душа, способная чувствовать безоглядно, любить на пределе, но с внутренним достоинством, обостренным нравственным чутьем, нетерпимостью к малейшей фальши и неискренности. Стеша - натура благородная, одухотворенная, переживающая чужую боль, как свою, отдающая себя другому человеку, любовью поддерживая его и преображая, - и сама преображающаяся от любви, обретающая новый смысл жизни в радости совместного труда, в единении с людьми. Неелова естественна в этой роли до мельчайшего нюанса, убедительна в неожиданном сочувствии Стеши к своему похитителю, в ее горечи и разочаровании в прежде любимом Ванечке, пришедшем вызволять невесту с ружьем и при поддержке милиционеров, в выстраданной и поэтому особенно сильной любви к Федору... но и в яростном и упорном желании жить с мужем и будущим сыном среди людей. Уходя от Федора в деревню, Стеша как будто знает, что он пойдет следом, ощутив потерю, равную утрате самой жизни. Теперь уже Федор оказался похищенным - во имя любви, собственной души, ради будущего.

Любопытно, что Нахапетов как бы специально выбирает исторический материал, сопротивляющийся сугубо эмоциональной трактовке. В картине «С тобой и без тебя...», концентрирующей внимание на истории взаимоотношения двух героев, приходящих через осознание нераздельности своих судеб к пониманию неотделимости от мира людей, удивительно лиричная, нежная интонация, поэтический взгляд на реальность кажутся оправданными, вносящими свежесть и непосредственность в давно известный материал...

Изобразительный ряд задан с первого кадра, когда приравниваются крупные планы человеческих рук, лиц - и травы, листвы. И в дальнейшем развитии сюжета природа, кажется, принимает, непосредственное участие: настороженная и тревожная в сцене похищения Стеши (черно-белое изображение), лиричная и одухотворенная в кадрах любви героев, радостная и торжествующая в эпизодах уборки урожая. Умело вмонтированы крупные планы лошади и собаки Базыриных - создается такое ощущение, что они переживают за персонажей, выражают свое отношение к происходящему. А кадр в финале, когда Федор снимает ошейник с собаки и отпускает ее на свободу, можно трактовать иносказательно по поводу самого Базырина, решившего порвать с жизнью на хуторе. И природа, и человек в равной мере заслуживают крупного плана, поэтому режиссер активно использует трансфокатор, меняя резкость изображения в кадре. Этот прием - как лейтмотив фильма, в какой-то мере раскрывающий его идею о невозможности человеческого обособления, о неотделимости от мира. Как антитеза данному приему - кадры обеда в поле, где внутри кадра запечатлено единство людей друг с другом и природой.

Фрагмент из буклета «Родион Нахапетов».

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>



]]>
Выбор читателей
Единственный в РФ авианосец «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
© KM.RU
В России предложили ужесточить допуск к вождению людей старше 60 лет
Кто убил киевского диверсанта?
Министерство финансов РФ © KM.RU, Алексей Белкин
Михаил Делягин: Санкции Запада меркнут по сравнению с внутренними «санкциями» Минфина
]]>




Агрегатор 24СМИ


]]>
Избранное
Как торговая сеть разрушила фейк-новости одним видео: директора с 10-летним стажем показали правду о корпоративных общежитиях
Кинопремьера «Концерт отменяется»: зачем мой шкаф служил тебе жилищем
«СерьГа», 1 июня, «16 Тонн»
Среда «Мое Солнце. Ver 2.0» (интернет-сингл)
Советы по уходу за садом на подоконнике
Группа «Бостонское чаепитие» предложила заниматься любовью, а не войной
Приднестровье на весах войны: Украина готовит нападение на российских миротворцев
ТОП-3 модели лучших беспроводных наушников 2022
Карикатура как триггер Третьей мировой
Кинопремьера «Капкан. Судная ночь»: королева обстрелянной бензоколонки
Отрицание русской этничности – это наглый вызов русскому народу
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.