Италия-Франция-ФРГ. 1978. 72 минуты.
Авторы сценария Федерико Феллини и Брунелло Ронди по сюжету Феллини
Режиссер Федерико Феллини
Оператор Джузеппе Рудзолини
Художник Данте Ферретти
Композитор Нино Рота
В ролях: Балдуин Баас, Клара Колозимо, Элизабет Лаби, Рональдо Баракки, Фердинандо Вилелла, Джованни Явароне, Дэвид Монселл, Франческо Алуиджи, Энди Миллер, Сибил Мостерт, Франко Маццьери.
Оценка - 8 (из 10).
Экзистенциальная притча.
Отношение к «Репетиции оркестра» у многих двойственное. Одни считают, что эта лента Федерико Феллини примыкает к его свободным фантазиям, особо не отягощенным сюжетом, развивающимся якобы импровизационно и похожим то ли на документальные ленты в стиле «синема-верите», то ли на своеобразные фильмы-концерты - «Блокнот режиссера», «Клоуны», «Интервью». Да и в «Риме», а также в картине «И корабль плывет» наличествует этот мотив будто бы документирования событий кинематографистами непосредственно в кадре. Другие же, напротив, определяют «Репетицию оркестра» в качестве «тяжеловесной аллегории», в которой всё излишне выстроено и задано, словно в музыкальной партитуре, строго и неукоснительно соблюдаемой дирижером-диктатором.
Вот и по сюжету фильма дирижер хочет превратить музыкантов в послушных марионеток, которые, наверно, должны напоминать еще и нотные знаки, стройными рядами складывающиеся в некую клинопись на бумаге, но под взмахом палочки они начинают звучать уже как внятная мелодия, доставляющая эстетическое удовольствие. Тем более, если это волшебная музыка Нино Роты. А без отрывисто командующего руководителя оркестра (дирижер - немец, и в его речи появляются резкие, как бы лающие интонации, что сразу же позволяет ассоциативно сопоставить его с каким-либо комендантом фашистского концлагеря) все может развалиться как в музыкальном смысле, став какофонией, то есть набором бессмысленных звуков, так и в экзистенциально-иносказательном плане. Крушение репетиционного зала под церковными сводами воспринимается чуть ли не эсхатологически - будто конец всего человечества, моделью которого как раз и представляется вышедший из-под повиновения оркестр прежде перессорившихся друг с другом музыкантов.
Именно подобный метафорический финал (пусть и разрушающая здание так называемая «баба» выглядит вполне реально) выводит частную историю, случившуюся с небольшой группой людей в замкнутом пространстве и при внешнем соблюдении двух иных правил классицизма относительно единства времени и действия, уже на безграничное и вневременное поле глобальных обобщений. Фильм Феллини оказывается почти идеальной притчей - лаконичной, самодостаточной, наполненной множеством подтекстов и прямых аллюзий. Если же кто-то не принимает подобный стиль мышления автора или выражает сомнение по поводу его художнической тенденциозности, то, вероятно, не очень точно понимает суть любой притчи, которая просто обязана быть поучающим и наставляющим примером для современников и потомков. Своеобразный минимализм «Репетиции оркестра», разумеется, проигрывает по сравнению с изобразительными излишествами многих других картин итальянского киномаэстро, но зато вместе с перекликающейся лентой «И корабль плывет» эта работа образует некий музыкально-классический дуэт-реквием о столь возможной гибели мира.
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий