БЭТМЕН ВОЗВРАЩАЕТСЯ


Постер фильма «Бэтмен возвращается».


Мишель Пфайфер. Кадр из фильма «Бэтмен возвращается».

 «БЭТМЕН ВОЗВРАЩАЕТСЯ» (Batman Returns) США, 1992, 126 мин.

Фантастический комикс.

 Кто устоит перед искушением сделать продолжение суперпопулярного кинокомикса, занявшего четвертое место среди рекордсменов проката в США и Канаде за всю историю кино?! Подготовка второй серии началась сразу же, как только стало ясно, что версия Тима Бертона пришлась по душе американским зрителям, вообще благосклонным к современным сказкам, которыми и являются всевозможные комиксы, получившие распространение в 30-е годы. По сути, вся сегодняшняя Америка выросла на этих занимательных сочинениях о борьбе Добра и Зла, где благородные и отвратительные герои мифологизируются, имеют, подобно античным персонажам или образам из легенд и сказаний, двойную (человеческую и сверхъестественную) ипостась, становятся носителями обобщенных, всеобъемлющих качеств, архетипных начал положительного или отрицательного свойства. Своеобразная «битва титанов» развертывается не на фоне древнего, далекого от нас, абсолютно вымышленного прошлого, а в антураже 20 века или будущего и (несмотря на ту же выдуманность от начала и до конца) покоряет ныне живущих хотя бы гипотетической возможностью эффектного и бесповоротного разрешения вечного спора двух стихий в пользу справедливости и разума — причем здесь и сейчас, буквально по соседству и немедленно. Но жизнь продолжается — мифологические Супермены, Бэтмены, Спайдермены и прочие вынуждены возвращаться вновь и вновь, чтобы доказывать свое превосходство над разнообразными негодяями, которые желают господства в одном городе или жаждут владеть всем миром.

Вторая часть «Бэтмена», тоже поставленная Бертоном, выгодно отличается от первой соразмерностью и продуманностью в трактовке повествования и отдельных характеров, более тонким пониманием двуединости во всем. Брюс Уэйн, испытывающий симпатию к секретарше Селине Кайл, в ином обличье встречается с ней же как с Женщиной-Кошкой — и их игра в кошки-мышки, соперничество Бэтмена и Кэтвуман, забавно, а порой обостренно перекликается с извечной борьбой мужского-женского, противостоянием конкретных мужчины и женщины. А смешной и зловещий Пингвин, вышедший из канализационного подземелья, чтобы стать новым мэром Готэма, когда-то был ребенком знатного рода Кобблпотов, которого выбросили как уродца, бастарда из дома (тут вспоминается масса вполне реалистических произведений о физических и духовных выродках, мстящих всем за свою отринутость).

Своего рода двойником Пингвина можно считать бизнесмена Макса Шрека, который в наказание людям за личную неудачу готов прибегнуть к помощи кого угодно, хоть отталкивающего отродья из империи нечистот, косвенного представителя подземных злых сил.

«Генеалогичность» нового бертоновского опыта в жанре кинокомикса наряду с точной разработкой динамичного, феерического, слегка комичного, непринужденно аттракционного (а не излишне балаганного, натужно веселящего, как в первой серии) и по возможности изящного стиля фантастических приключений на основе сюжета Боба Кейна, думается, оказались решающими в успехе ленты. Конечно, она не достигла коммерческих высот своей предшественницы, будучи чуть посложнее по структуре, неодномерной по смыслу, более оригинальной по ряду художественных находок и выглядящей интеллектуальнее и утонченнее. Тем не менее фильм все равно стал полноправным лидером сезона, опередив по кассовому сбору почти на $20 млн ближайшего соперника, кстати, тоже продолжение — «Смертельное оружие 3».

Наверно, опять повлиял «приступ гигантомании» — мощная рекламная кампания предшествовала выходу картины, и многие зрители заранее могли убедиться в грандиозности павильонных сооружений нового художника Бо Уэлча, необычности очередных придумок Стэна Уинстона, специалиста по эффектам, восхититься превращениями не только Майкла Китона (теперь уже в «звездном» качестве), но и впервые снявшихся Дэнни Де Вито (Пингвин) и Мишель Пфайфер (Женщина-Кошка).

В отличие от Ким Бейсингер и ее героини-журналистки из первой серии, Пфайфер прежде всего заставляет восторгаться неоднозначностью, неуловимостью, глубинной загадочностью натуры женщины — будь она чрезвычайно скромной, закомплексованной секретаршей в очках или коварной, импульсивной, роковой Кэтвуман в черном одеянии с головы до ног, с прорезями только для огоньками вспыхивающих глаз и для яростного, страстного рта. Не скрывая доли иронии по отношению к обеим ипостасям, актриса ловко и не шаржированно дает нам понять, что в горе-замарашке дремлют звериные инстинкты, а бойцовая Женщина-Кошка страдает без любви и доброго слова, которое и этой твари приятно.

В развлекательной ленте о стычке черной и белой магии вдруг мелькает на миг абрис подлинной драмы о созданиях с раздвоенным сознанием, которые вынуждены жить между двумя реальностями и даже не могут обрести друг друга в одном из этих миров.

Сергей Кудрявцев

В ролях: Майкл Китон, Мишель Пфайфер, Дэнни Де Вито, Кристофер Уокен, Майкл Гаф, Пэт Хингл, Майкл Мерфи.

Режиссер Тим Бертон.


Следите за обновлениями на сайте Мегаэнциклопедии «Кирилла и Мефодия» (megabook.ru)

Комментарии читателей
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.