• Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Энциклопедия
Главная → Кино → Энциклопедия → БЕЗ НАРКОЗА
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
    • Крупный план
    • Сплетник
    • Конкурсы
    • Премьеры
    • Фестивали
    • Трейлеры
    • Энциклопедия
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

БЕЗ НАРКОЗА


Постер фильма «Без наркоза».

«БЕЗ НАРКОЗА» (Bez znieczulenia) ПНР, 1978, 130 мин. Драма.

Название фильма выдающегося польского режиссера Анджея Вайды, созданного им в конце 70-х годов, звучит метафорически. Вайда именно безжалостно, без обезболивания, вскрывает, как принято говорить, язвы общества — только не загнивающего капитализма, а «развитого социализма», на поверку оказавшегося недоразвитым, ущербным и даже преступным. Согласно кинематографу «морального непокоя» (польское слово лучше всего характеризует ощущение тревоги за происходящее), постановщик — он был и соавтором сценария с одной из своих учениц Агнешкой Холланд, будущим режиссером в Польше и за ее пределами — честно и беспристрастно ставит неутешительный диагноз разрушительным метастазам, которые подтачивают общественный организм изнутри, самую сердцевину системы, желающей оставаться внешне благополучной.

Сюжет намеренно банален и будничен, как и в миллионе семейных драм о том, что жена уходит от мужа к другому — словно и не было многих лет нормального супружества, воспитания детей и взаимной поддержки в жизненных перипетиях. Необычность проявляется лишь в том, что терпит поражение известный журналист-международник Ежи Михаловский, который, несмотря на удачную карьеру в условиях насаждения в обществе коммунистической идеологии, а главное — демагогии, остается демократичным, правдивым, отстаивающим прежде всего истину и просто совестливым человеком. Его можно назвать типичным «шестидесятником», верным идеалам своей юности. Но на арену общественной жизни все чаще стали проникать беспринципные, циничные пройдохи от политики и экономики, готовые поживиться за счет партократии, считающей себя властью народа, молодые карьеристы, не останавливающиеся ни перед чем. Таков «новый поляк» Яцек Ростишевский, к которому как раз уходит Эва, жена Михаловского. Случайный трагический исход его жизни, в сущности, закономерен, поскольку герою, бессильному перед системой лжи и неприкрытой подлости, уже нет места в действительно загнивающем «обществе социалистического застоя».

Притча Анджея Вайды о состоянии страны накануне грядущих неизбежных потрясений не была до конца понята ни в момент своего появления, ни тем более в бурное время перемен в Польше и других государствах Восточной Европы. «Терапевтическая сатира» (по определению польских критиков) на самом деле была, в соответствии с патетическим складом творчества мэтра польской режиссуры, «опытом бескомпромиссной хирургии», его смелой и отчаянной попыткой удалить только возникшие злокачественные опухоли, которые, к сожалению, в дальнейшем способствовали развитию процессов обесчеловечивания и духовного опустошения в постсоциалистическую эпоху. Казалось бы, вторгнувшись на территорию, которая с научной основательностью исследовалась его более молодым коллегой Кшиштофом Занусси, например, в едкой ленте «Защитные цвета» (1976), где Збигнев Запасевич играл отрицательную роль доцента-хамелеона, Анджей Вайда, ставивший и ленты посмелее, все-таки именно в «тихой драме» и в период безвременья предостерег об опасности, скрытой внутри, которая не исчезает после крушения одного политического строя и его поспешной замены на другой.

Сергей Кудрявцев

В ролях: Збигнев Запасевич, Эва Дальковска, Анджей Северин, Кристина Янда.

Режиссер Анджей Вайда.

Теги: Драмы | Зарубежные фильмы

Совместно с Мегаэнциклопедией «Кирилла и Мефодия»

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

Выбор читателей
Точка раздора: в Баку кипят страсти вокруг ареста азербайджанцев в Екатеринбурге
МИД Армении призвал Россию не вмешиваться в дела страны
Коллаж © KM.RU
«Газпром» в глубоком кризисе: Причины и прогнозы
Здание МИД РФ © KM.RU, Вадим Черноусов
МИД предложил Азербайджану вернуться к «стратегическому союзничеству»
Избранное
Август 1941 года. Крах блицкрига и приговор Истории
Бродячий цирк «На грани добра и зла» (компакт-кассета)
Сергей Черняховский. И вновь Дзержинский
Театральная премьера «Фортуна» по Цветаевой: из розового будуара на гильотину
Павел Кашин боролся со злыми сущностями на Арбате
«Заклятие 3. Проклятие дьявола»: знай, что это все ради любви
«Победа в войне с Украиной – не вопрос геополитического престижа и даже не вопрос передела геополитических сфер»
«Уго Чавес был убит, COVID-19 создан в США. Почему не озвучиваются должным образом преступления США?»
БЦВГ «На волоске»
Указ №1400: Горбачевская «перестройка» закончилась Борисовым царством
Кинопремьера «Волшебники»: Воздушно-капельным путем в тебя вливает ложь Артем
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.