БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ


Николай Сергеев, Борис Андреев в фильме Иосифа Хейфица "Большая семья".
Архив редакции журнала "Искусство Кино"


Алексей Баталов, Ия Арепина в фильме Иосифа Хейфица "Большая семья".
Архив редакции журнала "Искусство Кино"


Кадр из фильма «БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ». Архив редакции журнала «Искусство Кино»

«БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ», СССР, Ленфильм, 1954, цв., 108 мин. Рабочий кинороман.

По роману Всеволода Кочетова «Семья Журбиных». Этот фильм, появившийся в самом начале переломного 1954 четко делится на две половины. Главный герой первой — строящийся корабль. А люди важны лишь в той степени, в которой имеют отношение к его рождению. Многословные разговоры о заклепках и болтах, освященные сталинским портретом (небольших, впрочем, размеров) составляют основное содержание этой части.

И вдруг, где-то к середине ленты начинают происходить немыслимые в тогдашнем кино вещи. Производственный процесс отходит на задний план, а люди — завинчивающие, сваривающие и клепающие существа не просто начинают жить нормальной жизнью, но и задумываются над вопросами, которых для героев советского кино не существовало двадцать лет.

Появляются не люди-функции, но полнокровные характеры. Борис Андреев, четыре года назад представший железобетонным Алексеем Ивановым из «Падения Берлина», играет главу среднего поколения Журбиных, живого человека, органически чуждого всяческой показухе. Его поведение явно выламывается за рамки схемы «положительный потомственный пролетарий». Что же касается сцены, в которой Иван Журбин отчитывает сына, возгордившегося после первой производственной удачи, то с нее можно начинать отсчет послевоенного социально-критического кинематографа СССР и Восточной Европы.

Иван со своим старым другом приходят на квартиру передовика и принимаются всячески ерничать над возгордившимся парнем и, что самое удивительное, над барабанным трепом из радиоприемника.

С точки зрения нормативной эстетики, сцена эта криминальна вдвойне. Во-первых, осмеянию подвергнута слава рабочего. А во-вторых, проявлено неверие в объективность истины, излагаемой средствами информации, которые, между прочим — рупор Центра в разговоре с массами.

Впрочем, всенародная любовь к этой картине Хейфица была вызвана не только очевидными проявлениями разрешенной фронды, но и тем, что на экран вернулись простые человеческие чувства — Любовь, Семья, Дети.  

Первые роли в кино Ии Арепиной, Веры Кузнецовой, Елены Добронравовой и Владимира Татосова.

В ролях: Сергей Лукьянов, Борис Андреев, Вера Кузнецова, Алексей Баталов, Сергей Курилов, Вадим Медведев, Борис Битюков, Ия Арепина, Клара Лучко, Екатерина Савинова, Павел Кадочников, Елена Добронравова, Николай Гриценко, Николай Сергеев, Владимир Татосов, Лариса Кронберг, Борис Коковкин.

Режиссер: Иосиф Хейфиц. Авторы сценария: Всеволод Кочетов, Сократ Кара. Оператор: Сергей Иванов. Художники-постановщики: Виктор Волин, Виктор Савостин. Композитор: Венедикт Пушков. Звукорежиссер: Арнольд Шаргородский. Монтаж: Д. Ландер.

Приз лучшему актерскому составу (С.Лукьянов, Б.Андреев, А.Баталов, К.Лучко, Н.Гриценко, Е.Добронравова) МКФ в Канне—55.


Следите за обновлениями на сайте Мегаэнциклопедии «Кирилла и Мефодия» (megabook.ru)

Комментарии читателей
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.