ХЕЙФИЦ Иосиф Ефимович

Портрет


Иосиф ХЕЙФИЦ. Архив редакции журнала «Искусство Кино»

ХЕЙФИЦ Иосиф Ефимович (17.12.1905, Минск — 1995, Санкт-Петербург), режиссер, народный артист СССР (1964), Герой Социалистического Труда (1975), лауреат Сталинских премий (1941, 1946).

Учился в Ленинградском техникуме экранных искусств, на кинофакультете Института истории искусств. С 1928 по 1950 годы все свои фильмы ставил совместно с А. Зархи. В центре магистрального киносюжета, слагаемого И. Хейфицем, даже когда он насыщен явной общественной значимостью («Депутат Балтики» или «Член правительства»), находится частная жизнь человека. В 1930-е годы это обстоятельство вызывало критические налеты. Профессора Полежаева называли «гимназистом, обложенным ватой», «рождественским дед морозом». Передовую колхозницу Александру Соколову обвиняли в «плаксивости», в том, что она слишком «баба». В 1950-е годы такой герой оказался более внятен и вместе с тем любим зрителем. В картинах «Большая семья» и «Дело Румянцева», при всей их насыщенности советскими мифологемами, сюжет строится на конфликте «индивид — коллектив». И доброкачественность семейного или трудового коллектива проверяется тем, насколько он в своей жизни учитывает самоценность индивидуальности, часто выпадающей из общих правил существования.

В 1960-1980-е годы, концепция киногероя у Хейфица заметно усложняется, может быть, поэтому его привлекает чеховская и тургеневская проза, произведения современников П. Нилина и Б. Васильева. Стихийная преднамеренность жизненного потока, непредсказуемость самой человеческой индивидуальности, а вследствие этого противоречивость ее жизненной позиции, несовпадение с устоявшимися представлениями о нормах поведения — вот что становится главным предметом художественного интереса. В этом смысле симптоматично название экранизации чеховской «Дуэли», предложенное режиссером, — «Плохой хороший человек». Действительно, каков здесь Лаевский в исполнении О. Даля или фон Корен В. Высоцкого? А Таня Фешева из «Единственной» по рассказу Нилина «Дурь», сыгранная Е. Прокловой, или ее молодой супруг Коля (В. Золотухин)? «Упрощенные мерки, с которыми мы порой пытаемся подойти к человеческой душе, так часто оказываются никуда не годными...» — сказанное Хейфицем по поводу «Единственной» имеет отношение ко всем его картинам последних десятилетий.

Такая концепция человека на экране делает Хейфица принципиально актерским режиссером. Установка на актера определяет систему выразительных средств: крупный план человеческого лица; средний, где герой сопрягается со средой; психологическая деталь в актерской игре; свободный внутрикадровый монтаж, позволявший актеру проявить себя. Последний фильм мастера — «Бродячий автобус». И здесь режиссер, будучи уже в довольно почтенном возрасте, нашел новый творческий поворот, но, опираясь на привычное внимание к человеку и среде его бытия. Остро кризисных ситуаций, как было в сюжетах прошлых лет, здесь вроде бы и нет. По провинции колесит разбитый автобус с уставшими актерами, выступающими в полупустых холодных клубах, а вокруг проистекает жизнь, страшно далекая, кажется, от всего, что имеет отношение к искусству. Но в какой-то момент никому не известные провинциальные актеры начинают играть саму жизнь, за что и платят полной мерой, как это и полагается в высоком искусстве.


Николай Черкасов в фильме Иосифа Хейфица "Депутат Балтики".
Архив редакции журнала "Искусство Кино"


Алексей Баталов, Пантелеймон Крымов в фильме Иосифа Хейфица "Дама с собачкой".
Архив редакции журнала "Искусство Кино"


Главные герои фильма Иосифа Хейфица "Дама с собачкой" в исполнении Алексея Баталов и Ии Саввиной.
Архив редакции журнала "Искусство Кино"


Алексей Баталов, Сергей Лукьянов в фильме Иосифа Хейфица "Дело Румянцева".
Архив редакции журнала "Искусство Кино"


Николай Сергеев, Борис Андреев в фильме Иосифа Хейфица "Большая семья".
Архив редакции журнала "Искусство Кино"


Алексей Баталов, Ия Арепина в фильме Иосифа Хейфица "Большая семья".
Архив редакции журнала "Искусство Кино"

1928 ЛУНА СЛЕВА автор сценария

1930 ВЕТЕР В ЛИЦО режиссер

1931 ПОЛДЕНЬ автор сценария, режиссер

1933 МОЯ РОДИНА режиссер, автор сценария

1935 ГОРЯЧИЕ ДЕНЕЧКИ режиссер, автор сценария

1936 ДЕПУТАТ БАЛТИКИ режиссер, автор сценария

1939 ЧЛЕН ПРАВИТЕЛЬСТВА автор сценария, режиссер

1944 МАЛАХОВ КУРГАН режиссер, автор сценария

1946 ВО ИМЯ ЖИЗНИ режиссер, автор сценария

1948 ДРАГОЦЕННЫЕ ЗЕРНА режиссер

1950 ОГНИ БАКУ режиссер

1953 ВЕСНА В МОСКВЕ режиссер

1954 БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ режиссер

1955 ДЕЛО РУМЯНЦЕВА режиссер, автор сценария

1958 ДОРОГОЙ МОЙ ЧЕЛОВЕК режиссер, автор сценария

1960 ДАМА С СОБАЧКОЙ автор сценария, режиссер

1961 ГОРИЗОНТ режиссер

1963 ДЕНЬ СЧАСТЬЯ режиссер, автор сценария

1966 В ГОРОДЕ С. автор сценария, режиссер

1970 САЛЮТ, МАРИЯ режиссер, автор сценария

1973 ПЛОХОЙ ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК автор сценария, режиссер

1975 ЕДИНСТВЕННАЯ автор сценария, режиссер

1977 АСЯ режиссер, автор сценария

1979 ВПЕРВЫЕ ЗАМУЖЕМ режиссер, автор сценария

1982 ШУРОЧКА автор сценария, режиссер

1985 ПОДСУДИМЫЙ автор сценария, режиссер

1987 ВСПОМНИМ, ТОВАРИЩ режиссер, автор сценария

1988 ВЫ ЧЬЕ, СТАРИЧЬЕ автор сценария, режиссер

1989 БРОДЯЧИЙ АВТОБУС режиссер


Следите за обновлениями на сайте Мегаэнциклопедии «Кирилла и Мефодия» (megabook.ru)

Комментарии читателей
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.