ЧЕРКАСОВ Николай Константинович


Актер Николай Черкасов.


Николай ЧЕРКАСОВ. Архив редакции журнала «Искусство Кино»


Николай Черкасов (слева) во второй части фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный».

ЧЕРКАСОВ Николай Константинович (27 июля 1903 — 14 сентября 1966), российский актер театра и кино, народный артист СССР (1947), лауреат Ленинской премии (1964, роль Федора Дронова в фильме «Все остается людям»), Сталинских премий (1941, «Александр Невский»; 1946, «Иван Грозный»; 1950, «Счастливого плавания»; 1951, «Мусоргский»; 1951, «Александр Попов»).

Окончил краткосрочные курсы артистов театра и эстрады (1919). В 1919-1921 годах по окончании курсов был мимистом в Петроградском (Мариинском) театре оперы и балета, а также в Большом драматическом театре. В 1922-1925 годах — участник студии молодого балета и экспериментальных пантомимических постановок театрально-исследовательской лаборатории Института истории искусств. В 1926 году Черкасов окончил Институт сценических искусств и до 1929 года был артистом Ленинградского ТЮЗа. Одновременно он выступал на сцене Свободного театра совместно с П. А. Березовым и Б. П. Чирковым в популярном эстрадном номере «Пат, Паташон и Чарли Чаплин», который был использован в фильме «Мой сын» (1928), а потом повторен в «Концерте на экране» (1940); участвовал в спектаклях передвижного коллектива «Комсоглаз». В 1929-1931 годах Черкасов выступал в Ленинградском и Московском мюзик-холле, в 1931-1933 — в передвижном театре «Комедия». В 1933-1965 годах — актер Ленинградского театра имени Пушкина.

Первые работы Черкасова в театре (небольшие роли в спектаклях «Тиль Уленшпигель» и «Проделки Скапена») и кино были связаны с его увлечением эксцентрикой, острохарактерными приемами и выразительной пластикой. Высокий рост актера способствовал акцентированию внешнего рисунка ролей. Тогда же он сыграл в театре Варлаама в «Борисе Годунове» (сцена с его участием потом вошла в «Концерт на экране»), Осипа в «Ревизоре». В 1937 году на экраны вышел фильм «Депутат Балтики», в котором молодой, 34-летний Черкасов сыграл роль пожилого профессора Полежаева. Чудаковатость и старческая рассеянность персонажа не отменяли романтической пафосности в трактовке героя-интеллигента, который с искренним восторгом принимает идею революционного обновления мира. Продемонстрировав в этом фильме способность к яркому возрастному перевоплощению, Черкасов одновременно доказал, что готов перейти от внешней театрализации к внутреннему постижению неоднозначных характеров реальных исторических личностей. Это в первую очередь проявилось в трагически понятой роли царевича Алексея («Петр Первый», 1937-1939; в спектакле 1938 года он сыграл Петра Первого) и в трактованном возвышенно, былинно заглавном образе Александра Невского в картине С. М. Эйзенштейна, снятой в 1938 (Сталинская премия СССР, 1941). Продолжив сотрудничество с этим режиссером, Черкасов создал свою лучшую роль в кино (параллельно исполнил ее и в спектакле «Иван Грозный — великий государь») — Ивана Грозного в одноименном фильме (1-я серия, 1945, Сталинская премия, 1946; 2-я серия, 1945, выпуск — 1958). Здесь были сведены воедино многие пристрастия актера — от выразительной мимики, символики жестов и умного обыгрывания собственной фигуры до карнавализации самой жизни жестокого правителя; от тончайшей психологической нюансировки его внешнего поведения до глубокого проникновения в таинственные бездны души грозного царя, вынужденного стать таковым и по личным, и по политическим соображениям. Возможная психоаналитическая или же, напротив, диссидентская трактовка образа Ивана Грозного и всей ленты в целом окажется неизбежно упрощающей суть совместного творения Черкасова и Эйзенштейна. Для обоих Иван Грозный — центральная, ключевая личность их творчества, возникшая на парадоксальном пересечении ранних увлечений аттракционами в широком смысле этого слова и последующего перехода к глубинному анализу всех составляющих многосложного характера, а через него — к постижению исторической действительности, причем в перспективе ее развития.

Примечательной была его работа в популярной комедии «Весна» (1948) Г. В. Александрова, в которой Черкасов не без иронии играя кинорежиссера Громова, в какой-то степени по-дружески пародировал увенчанного славой советского комедиографа. К сожалению, актер чаще был вынужден изображать во многом однотипные персоны русской культуры и науки: Горького («Ленин в 1918 году», 1939; «Академик Иван Павлов», 1949), Попова («Александр Попов», 1949, Сталинская премия, 1951), Стасова («Мусоргский», 1950, Сталинская премия, 1951; «Римский-Корсаков», 1953), Маяковского («Они знали Маяковского», 1955, спектакль снят для телевидения).

Только в образе Дон Кихота (впервые обратился к нему в театре еще в 1933) в одноименном фильме (1958) по сценарию Е. Л. Шварца в постановке Г. М. Козинцева Черкасову вновь удалось совместить любовь к пластике и характерности с возвышенным представлением героя-идеалиста, упрямо воспринимающего действительность лишь с точки зрения мечты. В том же 1958 году Черкасов исполнил трагическую роль генерала Хлудова в пьесе М. А. Булгакова «Бег» на сцене Александринки. Своего рода идеализм как самоотверженность в научной работе является внутренним свойством одного из последних героев, сыгранных Черкасовым, — ученый Федор Дронов, сопротивляясь тяжелой болезни, изо всех сил продолжает трудиться (спектакль «Все остается людям», 1959, фильм снят в 1963, Ленинская премия, 1964). Подобный энтузиазм истинного человека-творца выдавался в СССР за активное и коммунистическое отношение к жизни. Черкасов, будучи человеком своего времени, вел общественную работу (в том числе был председателем ленинградского отделения ВТО), дважды избирался депутатом Верховного Совета СССР, но в памяти людей остался прежде всего замечательным актером.


Постер фильма «Иван Грозный».

© КВО «Крупный план».

 


Постер фильма «Александр Невский».

© КВО «Крупный план».

 


Николай Черкасов в фильме Иосифа Хейфица "Депутат Балтики".
Архив редакции журнала "Искусство Кино"


Кадр из фильма Сергей Эйзенштейна «Иван Грозный».

1927 ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО

1927 ПОЭТ И ЦАРЬ

1928 ЛУНА СЛЕВА 

1932 СЧАСТЬЕ

1935 ГОРЯЧИЕ ДЕНЕЧКИ 

1935 ГРАНИЦА

1935 ПОДРУГИ 

1936 ДЕПУТАТ БАЛТИКИ 

1936 ДЕТИ КАПИТАНА ГРАНТА 

1937 ЗА СОВЕТСКУЮ РОДИНУ

1937 ОСТРОВ СОКРОВИЩ 

1937-1938 ПЕТР ПЕРВЫЙ

1938 АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ 

1938 ДРУЗЬЯ 

1938 ЧЕЛОВЕК С РУЖЬЕМ 

1939 ЛЕНИН В 1918 ГОДУ 

1940 ШЕСТЬДЕСЯТ ДНЕЙ

1942 ОБОРОНА ЦАРИЦЫНА

1944-1945 ИВАН ГРОЗНЫЙ

1946 ВО ИМЯ ЖИЗНИ 

1947 ВЕСНА 

1947 НОВЫЙ ДОМ 

1947 ПИРОГОВ 

1949 АКАДЕМИК ИВАН ПАВЛОВ 

1949 АЛЕКСАНДР ПОПОВ 

1949 СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА 

1949 СЧАСТЛИВОГО ПЛАВАНИЯ 

1950 МУСОРГСКИЙ 

1952 РИМСКИЙ-КОРСАКОВ 

1957 ДОН КИХОТ 

1963 ВСЕ ОСТАЕТСЯ ЛЮДЯМ 

1963 МЕЛОДИИ ДУНАЕВСКОГО 

1965 ТРЕТЬЯ МОЛОДОСТЬ


Следите за обновлениями на сайте Мегаэнциклопедии «Кирилла и Мефодия» (megabook.ru)

Комментарии читателей
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.