ДРАМА ИЗ СТАРИННОЙ ЖИЗНИ

«ДРАМА ИЗ СТАРИННОЙ ЖИЗНИ», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1971, цв., 84 мин.

Костюмная любовная драма.

По рассказу Н.С. Лескова «Тупейный художник».

Изысканную и тонкую вторую экранизацию рассказа Н. С. Лескова «Тупейный художник», сделанную на рубеже 60-70-х, роднит с первой — наивной и бесхитростной картиной начала 20-х «Комедиантка» — одно: принципиальное изменение финала. Герой старой немой картины поднимал народ на восстание, и помещик-тиран погибал в горящей усадьбе. Героиня второй киноверсии не превращалась в старуху, то и дело прикладывающуюся к заветному «плакону», но оставалась принципиально нестареющей, продолжающей бродить по миру в поисках дороги на «вольный Хрущук», куда собиралась бежать с возлюбленным. И та, и другая версии финала были продиктованы временем. Впрочем, если в первом случае можно подозревать давление на режиссера-«традиционалиста» Александра Ивановского извне, то во втором случае решение режиссера Ильи Авербаха было глубоко выношенным и превращало его картину в некий манифест необъявленной эстетики. Оттепельный пафос доверия к реальности, полного слияния с ней, породивший в советском кино 60-х «поэтический документализм», был подорван окончательно и становился неактулен после крушения «пражской весны», воплотившей этот идеал. Но невоплощенный идеал становился еще более притягателен. Наличная же реальность воспринималась теперь как полностью лишенная одухотворенности, а значит — химерическая. Сказовая манера Лескова способствовала подчеркнутой условности, кукольности мира, окружающего героев фильма Авербаха, что превосходно передано в работе оператора Дмитрия Месхиева-старшего и великого кинохудожника Евгения Енея (совместно с блистательной Мариной Азизян). Люди вокруг героев становятся монстрами, экран заполняют карлики, бородатые уроды, слепцы. Внешнее уродство означает здесь внутреннюю бездуховность. Слепцы-то и патаются убедить в финале златокудрую, совершенно нездешнюю красавицу Любу (первая большая роль Елены Соловей) в том, что «вольного Хрущука» нет на свете. Но еще шире раскрыв громадные глаза, повторяя как заклинание слова любимого о чудо-граде, героиня продолжает свой путь по немыслимо красивому осеннему лесу. Видимое лишь внутреннему взору -«глазлы души»- отныне становится единственно подлинным.

В ролях: Елена Соловей, Анатолий Егоров, Евгений Перов, Софья Павлова, Александр Хлопотов, Людмила Аринина, Расми Джабраилов, Феликс Антипов, Александр Демьяненко, Виктор Ильичев, Пантелеймон Крымов, Николай Кузьмин, Роман Филиппов, Петр Меркурьев.

Режиссер: Илья Авербах.

Авторы сценария: Илья Авербах, Владимир Беляев.

Оператор: Дмитрий Месхиев.

Художники-постановщики: Евгений Еней, Марина Азизян.

Композитор: Олег Каравайчук.

Звукорежиссер: Михаил Лазарев.

Монтаж: Р. Шварц.


Следите за обновлениями на сайте Мегаэнциклопедии «Кирилла и Мефодия» (megabook.ru)

Комментарии читателей

xProduct()

]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.