Максим Аншуков («Ключевая»): «Удивительно то, что Родину любить у многих считается зазорным»

KM.RU: Ваша группа эволюционировала от очень симпатичного, но, в то же время, довольно стандартного для девяностых — рубежа нулевых поп-рока до интеллектуального фолк-рока. Насколько органичной была для вас эта эволюция и что побудило обратиться в итоге к корням и традиции? Какой момент (альбом) был переломным?
- Я сейчас понимаю, как это здорово, когда у группы достаточно долгая жизнь. Это позволило постепенно прийти к своему языку.
Он и тогда, в самом начале, проблёскивал, ведь ту же «Шукшинку» я написал лет в 19. В самом начале пути и я как автор, да и музыканты группы — мы все были в поиске, это нормально, иначе и быть не может. Конечно, модные течения нас подхватывали, были и успехи, мы рано попали в радиоэфир — на очень популярный тогда «Серебряный дождь» — и сразу в хит-парад. Это и голову кружило, конечно, но и подталкивало работать, чтобы закрепить успех. Другое дело, что начались как раз очень смутные, сложные времена для группы. Сейчас я уже понимаю, что как раз это зерно, зерно будущего языка и желание на нем говорить со слушателем — и держало.
Поворотной песней я считаю «Далеко-высОко». Она посвящена памяти ярославской хоккейной команды «Локомотив», которая погибла в авиакатастрофе. Именно на этой песне я впервые, пропустив эту трагедию через себя, позволил себе высказать чувства других людей. Может, словами родных и близких. Это отозвалось, и я живу с этим и по сей день.
В моем кофре, в кармашке, лежит эмблема клуба, а в сердце ребята живут. Эта песня, думаю, и раскрутила дальнейшую историю группы и её обновлённый (сейчас уже золотой) состав.
KM.RU: Альбом «Юдоль» - это просто кладезь христианских ценностей. Как вы пришли к Православию и тяжело ли было поначалу облекать свой этот опыт в песенную форму?
- «Юдоль» — для каждого музыканта в группе очень важный альбом, этапный и вне сомнений ключевой. Песни проходили серьезный фильтр, примерно из четырех написанных песен в пластинку входила одна. Мне очень приятно и лестно, что вы услышали и почувствовали основную нить этой работы. Значит, мы высказывались не туманно.
Нам важна была ясность. К Православию я только иду, сердцем давно уже принял. Не сомневаюсь, что ко мне Господь милостив, но очень часто мне кажется, что я сделал только полшага. Это бесконечно и очень глубоко. Как и музыка.
В песенную форму это облекается не сложно, точнее, я не задумываюсь над этим. Просто как понял — так и спел.
KM.RU: Не было ли у вас искушений на пути веры отказаться от песенного творчества вообще, как это происходило, например, у Петра Мамонова? Если были, то что помогло вернуться в колею?
- Я очень люблю Петра Николаевича Мамонова, был на его отпевании в Донском монастыре. Его жизненный путь — большой пример для тех, кто плутает, кто слишком увлечен собой. Многое можно черпать из его интервью, просто по-человечески.
Вы знаете, как только мне нечего будет сказать, я положу гитару на антресоли.
Тут весь кайф именно в том, что ты ищешь новые слова, музыку, пока это бьет из тебя — надо петь. Так что пока я «в колее», никогда не испытывал дефицит материала.
KM.RU: Чем вы вдохновлялись при написании альбома «Юдоль»?
- Много чем, конечно. Тут и река великая («Журавли»), и семейный альбом («Доброе имя»), или вот карантин, как в случае с песней «Переживём».
Всегда ты перелопачиваешь какое-то впечатление в себе, и потом это связывается в песню. Сначала-то, как правило, и не замечаешь, потом сам себя удивляешь (кстати, это очень важно — удивлять самого себя).
KM.RU: Как вы относитесь к таким столпам «православного рока» в России, как «Алиса» или «Инструкция по выживанию»? Учились ли у них чему-нибудь? Например, янтарь и в ряде песни «Алисы», и у вас в «Огне», янтарь символизирует животворящую силу Святого Духа…
- Это безусловно «столпы», как раз коллективы своего точного языка.
Это вызывает и восхищение, и уважение, кто-то черпает свой путь от этих групп.
Я не могу сказать, что их творчество в целом созвучно со мной (отдельные песни — да, просто тема настолько широка, что каждый может найти свое).
У меня янтарь — это, скорее, из детства — я рос в Латвии, на Балтийском море… Но песня подразумевает в целом как раз торжество Благодатного огня.
KM.RU: Расскажите, пожалуйста, об истории создания песни «Вечная весна»? В частности, очень интересует смысл заглавного символа, который есть у Егора Летова и у многих других глубоких творцов? Связан ли в вашем случае этот символ как-то с невечерней Пасхой в Царствии Небесном?
- В это сложно поверить, но песню «Вечная весна» Егора Летова я раньше не слышал и даже не знал, что она существует. Я не особо силен в творчестве «ГО» — как и все в моем дворе, мы знали только «Всё идет по плану», это, кстати, одна из первых песен, которую я разучил на гитаре.
Как-то глубже и дальше это у меня не пошло, ибо сильно переключился на «Кино», а потом на Александра Башлачёва.
Что касается нашей «Вечной весны», то, конечно, Пасха в этой песне — сквозная нить.
Я долго работал над черновиком, там многое было заменено. Но в итоге сложилось точно.
KM.RU: Можете ли прокомментировать как-то те «маршруты московские», которые можно проследить в ваших песнях. Например, очень яркий из альбома «Юдоль»: «От Комсомольской и до Сокола — потом Арбат».
- Это единственная песня не на мои стихи в альбоме «Юдоль». Она написана на стихи трагически погибшей поэтессы Арины Карельской из Череповца, мы были знакомы. В память о ней и о её творчестве мы создали песню «Часовщик». Видимо, эти маршруты были важными для неё. А мне было не сложно спеть об этом, ибо всю Москву, конечно, мы вдоль и поперёк излазили в своё время, на Арбате в 90-е вообще пели, зарабатывали и набирались опыта.
KM.RU: Арзамас не так часто встречается на гастрольной карте наших рок-музыкантов. Вы же там частые гости. Что вас связывает с этим городом?
- У нас в Арзамасе много друзей, есть там некое сообщество близких нам по духу ребят. С удовольствием приезжаем к ним, выступаем, после концерта общаемся. Это всегда тепло и очень трогательно, по-родному.
KM.RU: А какому городу посвящена песня «Журавли», в которой упоминается Волга? В чем подоплека этого посвящения?
- В «Журавлях» очень много Нижнего Новгорода, конкретно местечко «Безводное» отозвалось. Хотя сами строки родились на Волге, на рыбалке.
Родился я, кстати, в Казани — так что образ собирательный. А написана песня в московском автобусе. Метро не работало, по этому маршруту пустили автобусы, я ехал к Роме (Роман Смоленцев — гитарист группы «Ключевая»), нацарапал почеркушки, доработал потом.
KM.RU: Февральские события 2022 гола разделили наших рок-музыкантов. Многие из них считают зазорным выражать публично солидарность со своей страной. Но, слава Богу, не вы! Ощущаете ли вы в связи с этим трудности с продвижением таких песен, как «Родина моя» и насколько вас удручает негатив со стороны тех, кто не разделяет вашей позиции?
- Удивительное и, конечно, очень серьезное время сейчас у нас в стране и во всем мире. Удивительно то, что Родину любить у многих считается зазорным, это вообще табу, музыканты, уважаемые ранее, высказываются про «агрессию» собственной страны. А она ведь мать всем. Спросить хочется: а что вам эта страна на дала? В чём вы нуждались? Как начались испытания, вас сразу сдуло петь «за бугром», но только не здесь. Они почему-то уверены, что знают, что происходит на самом деле, а то, что было раньше, не замечали и пели себе спокойно.
Но да Бог с ними. Не я судья им.
Мы со своей страной, всегда, до конца.
Слава Богу, что в «Ключевой» все едины.
И мы летали туда, пели там, видели ребят и на забудем никогда эти встречи.
За песню «Родина моя» «прилетает», конечно, но больше все-таки правильного понимания, а остальное просто фон. Отдельно радует, что и «Наше радио», и радио «Комсомольская правда», и «Звезда», крутят песню. На «КП» она вообще 6 недель в хит параде в тройке лидеров, так что мы услышаны, это самое главное.
KM.RU: Почему на концерте в честь вашего 25-летия в Москве не были сыграны две самые сильные, на мой взгляд, песни альбома «Юдоль» - «Храм» и «Вечная весна»? Планируются ли их концертные версии?
- Спасибо за вопрос! Это важные песни для меня как для автора. Как раз сейчас мы вводим их в концертную программу. Дело в том, что есть некие технические новшества с недавнего времени в группе — мы стали использовать плейбек. Просто не доходили руки раньше, но скоро все будет!
KM.RU: Может, они как раз прозвучат на вашем концерте 4 мая в Москве? Что примечательного там еще будет? Какие-то редкие песни и спецгости?
- Мы готовимся к концерту 4 мая в Москве клубе «O'Connell's », там прозвучат и «Храм», и «Вечная весна». Будут и премьеры. Спецгости не планируются, это исключительно сольник, на который мы всех очень ждём. До встречи!
Фото предоставлено пресс-службой проекта
Комментарии читателей Оставить комментарий