ЛЕГЕНДА О СВЯТОМ ПРОПОЙЦЕ

«ЛЕГЕНДА О СВЯТОМ ПРОПОЙЦЕ» (La leggenda del santo bevitore) Италия — Франция, 1988, 125 мин.

Экзистенциальная драма.

Замечательный итальянский режиссер Эрманно Ольми на протяжении многих лет сохраняет верность принципу «поэтического реализма», словно восходя от документализма и неореализма ранних работ к большей философичности, притчевости, сказовости повествований, особенно в последние годы. Взяв за основу фильма вроде бы далекий от итальянской реальности роман австрийского писателя Йозефа Рота (действие к тому же происходит в Париже, а главным героем является Андреас Картак, бывший шахтер из Силезии), Ольми обнаруживает в космополитичном материале близкую себе идею. Уже в названии содержится намек на многозначность образа Картака, который (в нетрадиционном исполнении голландского актера Рутгера Хауэра, чаще используемого по чисто внешним данным в различных американских боевиках) слишком аристократичен для обычного клошара и пьяницы, спящего под мостами через Сену. Он исполнен внутреннего достоинства, не так празден и глуп, чтобы вовсе позабыть о клятвенном обещании, данном незнакомому богатому прохожему — вернуть одолженные у него двести франков, но в виде пожертвования на воскресной службе в церкви святой Терезы из Лизье. Андреас, не имеющий веры в душе, должен решиться на своеобразный акт покаяния и воздаяния, вступления в лоно церкви, как Храма Господня, и причащения святым символам христианской религии. Изгнанный из рая, настоящий падший ангел может получить второе рождение, воскреснуть заново не благодаря спасительным двустам франков, а лишь по собственному внутреннему побуждению, уверовав в высшую милость, очистившись от мирской суеты.

Религиозная тематика явно, хотя и в оригинальной форме документализированного портрета римского папы Иоанна XXIII без присутствия его самого на экране, нашла отражение еще в ленте «И пришел человек» (1965). А в позднем творчестве Ольми, начиная с картины «Дерево для башмаков», каннского лауреата 1978 года, богоискательские мотивы как бы растворяются в гуще жизни, в самой природе, приобретают пантеистический или морально-нравственный смысл, воспринимаются как поиски поэзии всего сущего и некой скрытой истины бытия. Вот и заурядный алкоголик Андреас Картак одержим, по сути, гамлетовско-фаустовскими мучительными вопросами, которые ему все равно придется решить рано или поздно и, наконец, обрести самого себя, узнать свое подлинное предназначение на свете. «Легенда о святом пропойце», получившая «Золотого Льва» в Венеции — сдержанное по манере, порой даже аскетичное интеллектуальное иносказание о необходимости познания каждым человеком собственной идентичности и раскрытия им святости своей изначальной природы, богоподобности предпосланной натуры, до определенного момента пребывающей в забытьи и житейских грехах. Согласно одной из редкостных догадок американского критика Леонарда Молтина, которого трудно причислить к приверженцам европейского ранифинированного кинематографа, «в этом фильме Ольми, как и в других его лучших произведениях, часто и долго молчат, но такое молчание — золото».

Сергей Кудрявцев

В ролях: Рутгер Хауэр, Энтони Куэйл, Сандрин Дюма, Доминик Пинон, Софи Сегален.

Режиссер Эрманно Ольми.

Главный приз Венецианского кинофестиваля за 1988 год


Следите за обновлениями на сайте Мегаэнциклопедии «Кирилла и Мефодия» (megabook.ru)

Комментарии читателей
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.