ПАПА, УМЕР ДЕД МОРОЗ


Кадр из фильма «ПАПА, УМЕР ДЕД МОРОЗ». Архив М. Ф. Сегиды


Кадр из фильма «ПАПА, УМЕР ДЕД МОРОЗ». Архив М. Ф. Сегиды

«ПАПА, УМЕР ДЕД МОРОЗ», Россия, СПиЭФ (Ленфильм), 1991, ч/б, 81 мин.

Радикально-абсурдистский фильм.

«Дед Мороз» — первая полнометражная картина Е. Юфита, лидера питерских некрореалистов. Позади, в 80-х остались «санитары-оборотни» и тому подобные кретины, которые без устали «уничтожали» друг друга в 16-мм опусах режиссера. Реактивное движение сменилось неторопливым созерцанием. Медленное, вязкое время, невыразительное пространство, странные персонажи с чертами вырождения на лицах.

Главный герой, писатель-натуралист, приезжает в далекую деревню, к брату. Здесь он надеется всесторонне изучить повадки мыши-бурозубки, чтобы затем описать ее таинственную жизнь во всех подробностях. Громадная фотография животного сопровождает героя повсюду.

В деревне его не ждут, не узнают, не привечают. Угрюмый мужик и его странная жена долго и внимательно смотрят в растерянные глаза натуралиста. Диковатый сынок и дедушка-упырь довершают неприятную картину. Сюжет упрямо не желает разворачиваться. Нечленораздельное бормотание персонажей, иррациональные телодвижения, тотальное отсутствие смысла.

Однако ужас, который пронизывает окрестный пейзаж, особого рода. Это — «домашний» ужас, привычный, родной, неотчуждаемый от тоталитарного советского бытия, с убогими, невыразительными фактурами которого работает Юфит. Писателю жутко, писатель трепещет, ожидая худшего. Парадокс, однако, в том, что испугался он не теперь. Испугался давно и надолго, навсегда. Быть может, в материнской утробе. Но кого?

Периодически среднерусский пейзаж засоряют посторонние его визуальной природе бюрократы в строгих костюмах, галстуках и хорошо начищенных ботинках. Лица 50-летних мужиков строги и непроницаемы. Чего им надо? Им надо жертв. Таинственные мужики то и дело вершат ритуальное насилие. Именно ритуальное, ибо принцип удовольствия им неизвестен: с героя в грубой форме стаскивают штаны и этим ограничиваются.

Таким образом, Юфит снимает принципиальнейшую для отечественной культуры картину: он лишает Власть глянцевой упаковки, срывает с нее маскировку, обнажает ее глубинную сущность. Пресловутая «воля к власти», иррациональная и тупая — вот главный герой «Деда Мороза» и творчества Юфита в целом.

В ролях: Анатолий Егоров, Иван Ганжа, Людмила Козловская, Валерий Криштапенко, Максим Грибов, Борис Ильясов, Саша Лялин.

Режиссеры: Евгений Юфит, Владимир Маслов.

Автор сценария: Владимир Маслов.

Оператор: Александр Буров.

Художник-постановщик: Евгений Юфит.

Звукорежиссер: Михаил Подтакуй.

Гран-при МКФ в Римини-92 (Италия).


Следите за обновлениями на сайте Мегаэнциклопедии «Кирилла и Мефодия» (megabook.ru)

Комментарии читателей

xProduct()

]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.