ВОЗВРАЩЕНИЕ БРОНЕНОСЦА


Михаил Ужумцев в фильме "Возвращение броненосца".
Архив М. Ф. Сегиды


Кадр из фильма «ВОЗВРАЩЕНИЕ БРОНЕНОСЦА». Архив М. Ф. Сегиды

ВОЗВРАЩЕНИЕ БРОНЕНОСЦА, Россия-Беларусь, Броненосец/киностудия им. М.Горького/Ритм (кинокомпания «Мосфильм»)/Белорусский фонд помощи развитию культуры/Роскомкино, 1996, цв., 127 мин. Трагикомическая феерия.

По мотивам одноименной повести (сценарию) Алексея Каплера.

Геннадий Полока снял фильм «Возвращение броненосца» по повести Алексея Каплера в своем излюбленном лубочном стиле, как нельзя более подходящем к повседневной жизни 20-х — этому веселому похмелью революции. На наш взгляд, Полока нашел наиболее адекватное кинематографическое воплощение Бабелевской прозы, хотя самого Бабеля ни разу не ставил. Если герои Эйзенштейна будучи лучшими представителями народа, так и остаются безымянными солдатами революции принесенными в жертву ради торжественных клятв на их братской могиле, то персонажи Полоки (и лучшие, и худшие, и никакие) неизменно обладают ярким характером и характерностью. Из картины в картину переходит у него незабываемый колорит, народный юмор, и балаганная ярмарочная условность, которая обязательна для Полоки даже если, как говорят в Одессе, из неба льет трагедия, а на душу капает дождь. Герою Возвращения броненосца Иоганну Францевичу Герцу Одесса не понравилась с первого взгляда, Эйзенштейн со второго. Потому что больше всего Герц любил революцию, а эти двое на нее не походили. Сражаясь на фронтах гражданской за права трудящихся, Герц рубил беляков не хуже, чем Эйзенштейн пленку на монтажном столе. Став во главе одесского Посредрабиса (что-то вроде актерской биржи), Иоганн Герц столь же усердно начал защищать права актеров, которых и трудящимися-то называть не хотел. Однако, посягнувшего на эти права Эйзенштейна он готов был поднять на штык. Времена меняются, но некоторые традиции в киноискусстве остаются незыблемыми: например, традиция изображения массы как суммы самоценных портретов. В то время как главные партии в фильме «Возвращение броненосца» гениально трогательно проводят никому не известные Михаил Уржумцев (Герц) и Людмила Потапова (его возлюбленная Клавдия), на роль типажей Полока, соперничая с Эйзенштейном, приглашает звезд: Армен Джигарханян - Крестный отец; Татьяна Васильева - дама с понтами; Иван Бортник - иванушка-дурачок и т. д. Эйзенштейну из фильма в этом повезло меньше: актерская элита Одессы, приглашенная в массовку решила бойкотировать съемки. Мелодраматическую линию в фильме Полоки хочется назвать Великой историей вечной любви. Глаза Клавдии были всегда полны слез, но не от жалости к себе, а от особой щемящей способности принимать всемирную боль. Герц полюбил ее потому, что сам был таким же и еще потому, что по-мужски счастливо почувствовал, что он единственный мужчина, который мог ее выбрать. И тут ее выбрал Эйзенштейн — на роль женщины с ребенком. И хотя весь мир был готов помочь экранной Клавдии, в жизни товарищ Герц не решился поступиться ради нее буквой революционного закона. Он поставил долг выше любви, выше самой высокой и чистой любви на земле, и Клавдия исчезла из его жизни, оставшись только на пленке, экранным призраком в фильме Броненосец Потемкин.

В ролях: Михаил Уржумцев, Людмила Потапова, Елена Майорова, Владимир Стержаков, Татьяна Васильева, Валентин Буров, Георгий Штиль, Армен Джигарханян, Иван Бортник, Василий Мищенко, Эрнст Романов, Валерий Носик, Борис Новиков, Борис Брунов, Игорь Кваша, Алексей Булдаков, Игорь Дмитриев, Андрей Анкудинов, Игорь Добряков, Александр Лебедев, Любовь Руденко, Любовь Малиновская, Георгий Мартиросян, Юрий Саранцев, Расми Джабраилов, Елена Бушуева, Иван Краско, Александр Леньков, Маргарита Криницына, Лилия Гурова, Юрий Катин-Ярцев, Борис Соколов, Валерий Яременко, Юрий Голубицкий, Ольга Ипполитова, Михаил Бескоровайный, Сергей Габриелян, Наталья Горох, Анна Горох, Евгений Ляпин, Тамара Муженко, Елена Липец, Аркадий Айрапетян, Ирина Домнинская, Наталья Позднякова, Елена Озерцова, Мария Овчинникова, Евгений Бабак, Людмила Рюмина, Константин Невретдинов, Татьяна Комова, Георгий Квик, Анатолий Вербицкий, Александр Рязанов, Ирина Сон, Владимир Стариков, Сергей Просвирин, Юрий Орлов.

Режиссер: Геннадий Полока. Авторы сценария: Владимир Брагин, Геннадий Полока. Оператор: Евгений Давыдов. Художники-постановщики: Михаил Щеглов, Михаил Зусманович, Владимир Евсиков. Композитор: Вениамин Баснер. Используемая музыка: Людвиг ван Бетховен, Жорж Бизе, Ференц Лист, Дмитрий Шостакович. Текст песен: Леонид Завальнюк. Звукорежиссеры: Глеб Кравецкий, Александр Коняев, Юрий Михайлов. Монтаж: Светлана Гуральская, Татьяна Малявина. Продюсеры: Игорь Ковалевский, Юрий Кушнерев, Геннадий Полока.

Приз Президентского совета ОРКФ «За веру в возрождение российского кино» (Г.Полока) ОРКФ «Кинотавр—96» (Сочи); Приз «Надежда» (актеры М.Уржумцев и Л.Потапова) премии «Золотой Овен» за 1996 год; Приз за лучшие женские роли (Л.Потапова, Е.Майорова) I МКФ в Ялте—97; Приз зрительских симпатий Фестиваля Российского кино в Онфлере—97 (Франция); Приз фирмы «Кодак» (оператор Е.Давыдов) Телефорум «Содружество—98» (Москва).


Следите за обновлениями на сайте Мегаэнциклопедии «Кирилла и Мефодия» (megabook.ru)

Комментарии читателей
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.