Алена Апина: «Тот, кто умеет ждать, тот выигрывает»

Предлагаем Вашему вниманию первую часть интервью с Аленой Апиной .
- Алена, вам не обидно, что вы как-то выпали из эстрадной обоймы?
- Нисколько. Так сложилась жизнь. Надо относиться к жизни так, как она идет. И ты не можешь залезть туда и сделать по-своему. Ты один, а шоу-бизнес, страна – это совершенно другое. Это огромная машина, которая двигается, может быть, не в том направлении, в котором тебе хочется. Это философская штука. Нужно уметь ждать, и тот, кто это умеет, тот выигрывает. Я совершенно спокойно, ни в ущерб ничему, ждала. Концерты как были, так и есть, поклонники не растерялись. Просто я перестала так сильно мелькать, не звучала из всех утюгов и подушек. У людей, независимо оттого, что я стала хуже или лучше, возник вопрос: «А почему Апиной стало так мало на ТВ?». Я замучилась слушать и не отвечать на вопросы, которые мне задавали всюду: в аэропортах, в детских садах и магазинах. Все спрашивали: «Куда вы пропали?». Я не могла им ответить на этот вопрос. На это много объективных и субъективных причин.
- Например?
- Субъективные причины мне неведомы, потому что я не могу залезть в голову чиновника и спросить, в чем причина моего исчезновения с ТВ.
- Группе «Комбинация» стукнуло 20 лет. Как давно вы не в составе этого коллектива?
- Уже 17 лет.
- Зачем же вам тогда пропагандировать юбилей этой группы, коль вы уже давно не имеете к ней никакого отношения?
- Какие-то там люди известные, менее известные, начинают делать подсчеты сами. Думают, будто я забыла об этом. Это не то, что событие. Я до сих пор пою в концертах «Бухгалтера», и зрители не отпускают меня, пока я не спою ее.
- Вы дружите с сильными мира сего? Например, с олигархами?
- Нет, и особого желания нет. Я с ними не ручкаюсь и не стремлюсь к знакомству с ними. Ведь дружить с людьми подобного толка – это целое искусство, и я, видимо, им не владею.
- Это только сейчас или так было всегда?
- Мне хочется верить, что так было всегда. Так вот, многие из нынешних олигархов ведь когда-то были нормальными людьми (смеется) и тоже слушали песни «Комбинации». Иной раз, бывает, что они так зажигают на концертах, что мама не горюй. Видимо, ностальгия по тем временам сильно их мучает. Многие, бывает, подходят ко мне взрослые дядьки и говорят, что выросли на моих песнях, это так странно слышать. Раньше я как-то обижалась что ли, хотя говорили они мне об этом совершенно искреннее, желая сделать мне комплимент. А ведь это действительно комплимент!
- Когда мы говорим о «Комбинации», то в первую очередь имеем в виду вас, а уже потом других участниц трио. Казалось бы, грядет юбилей группы, которая сыграла немаловажную роль в формировании музыкального вкуса целого поколения, но, однако, вокруг тишина, и ни один из теле - и радиоканалов даже не заикается на эту тему. Почему?
- Понятия не имею, и мне это неинтересно. Мне тоже никто не звонил с телеканалов, но зато звонят люди и спрашивают, а будет ли концерт или шоу. А им отвечаю, что не знаю. И это так. И я не в обиде. Единственный, кто остался в живых из отцов – основателей группы, Виталий Окороков (Саша Шейнин был зверски убит в подъезде собственного дома), он, вроде, бегал по каналам, и ему, вроде как, обещали позвонить. Ну, это из серии «приходите завтра».
- 20 лет «Комбинации». Что всплывает в памяти?
- Это как одно яркое пятно. Как показывают похищение людей инопланетянами. Такой знаете, ультрабелый свет, через пять лет людей возвращают на планету, они просыпаются и обалдевают от произошедших изменений. За три года, что я была в группе, нужно было успеть все. Я консерваторская девочка, я знала музыку. Но я не умела танцевать, не знала как вести себя на сцене.
- Но зато вы умели носить мини юбку? В отличие от многих певиц с гораздо большим стажем на сцене, вы и сегодня блистаете своей сексуальностью.
- Спасибо. Да, носила мини. Но на мини юбке 20 лет не проживешь. Нужно было научиться многому и в короткий срок. Для меня это были годы большей концентрации себя, новые люди, знакомства. Люди, которые раньше сидели в телевизоре, а ты был в страшной жопе, в городе Саратове. Я сидела и смотрела на них, не понимая, как я оказалась среди них. Это же нужно было осознать психологически. Не выпасть, успеть, понять и оправдать.
- Вы сказали, что нынешний наш шоу-бизнес менее человечный, чем тогда, в лихие 90-е?
- Мой дом под названием шоу-бизнес - это очень яркий, красочный мир, мир с прекрасными людьми. Я в этом убеждена. Дураков и идиотов здесь нет. Циников и мерзавцев хватает в любом бизнесе. Просто шоу-бизнес – более выпуклый, его видно за версту. Я встречала строителей таких подонков, что ой-ой-ой. Сейчас шоу-бизнес переживает не самые лучшие времена, его перекашивает на одну ножку. А ножка эта – «бизнес». Шоу у нас огромное, а вот с бизнесом туговато. А в лихие 90-е было очень весело.
- Неужели? Ведь тогда все решалось по понятиям?
- Да. Но мне везло на мужчин, которые были рядом со мной. Но Саша (командир группы «Комбинация») не мог жить по понятиям. Мне кажется, что это нелепая случайность то, что с ним случилось. Он ведь был романтиком. Он не умел гнуть пальцы. Он всегда говорил, чтобы не ввязывались ни в какие дела и конфликты. «Ваше дело петь, а все остальное я решу сам. Продам машину, останусь с голым задом, но я вас, девчонки, все равно раскручу, и вы будете у меня на всех телеканалах», - говорил Саша. Так и получилось, только вот его самого не стало. Потом дело продолжил мой муж, который тоже говорил: «Иди и пой, все остальное - не твое. Меньше знаешь, дольше живешь», Лихие 90-е для меня были словно красочный карнавал, с нелепыми людьми в красных пиджаках. Нормальный человеческий мозг должен как можно скорее забывать плохое. Этому я хочу научить и свою дочь. Ведь наша башка не помойка, и нужно ластиком все стирать и стирать из нее. Но что-то я помню (смеется)
ТОЛЬЯТТИ:
- Первый ночной клуб в городе. Приехала группа «Комбинация». Мы поем, значит, и вдруг на сцену направился мужчина огромных размеров. На его шее громадная цепь, которая сверкает в огнях софитов. Такой, знаете, пан, король идет. Как нам потом сказали, он только «откинулся». Я вижу, он направляется прямиком ко мне, и никто не может ничего предпринять, чтобы остановить эту движущуюся глыбу. Мне оставалось только улыбаться и продолжать петь. У него хватило ума дождаться окончания песни, после чего он взобрался на сцену и произнес в микрофон: «Пацаны, я сейчас сделаю это». Тут все напряглись в ожидании чего-то нехорошего. Вдруг он резко срывает с шеи эту килограммовую цепь и протягивает ее мне со словами: «Возьми, Аленка, и помни». Как ему удалось сорвать эту дубовую цепь, ума не приложу. Она до сих пор хранится у меня дома, берегу на старость. Эти на вид угрюмые и грозные парни на самом деле оказывались хорошими людьми. Если в людях видеть и ждать только хорошее, то они будут такими. Или, например, еще случай. Я уже ездила с охранниками на гастроли. Идет концерт. Вдруг вижу, как с первого ряда поднялся мужчина, похожий на того тольяттинского, и, расправив плечи, двинулся в сторону сцены. Ну, думаю, опять будет рвать цепи. Но нет, этот просто решил пообщаться с Аленой Апиной прямо на сцене. Охрана попыталась было предпринять попытку остановить его, но его грозный вид остудил их пыл. Я пою, а сама чувствую, что начинается заварушка. Вдруг, откуда ни возьмись, на сцене нарисовалась старушка, которая подошла к мужику и сказала: «Сынок, ну не позорь ты нас-то! Дай девушке допеть, пойдем в зал». И этот бычок послушно поплелся за этой бабулькой.
КОГАЛЫМ:
- Мы прилетели в город Когалым. После концерта, разбросав всю охрану, ко мне в гримерную вошел браток и сказал: «Мы сейчас в ресторане ждем вас». Я стала говорить, что я устала, и скоро у меня самолет. «Возражения не принимаются», - сказал он и ушел. Я поняла, что «попала». Даже дежурившие милиционеры отводили глаза, давая понять, что бессильны пред ним. Я даже повторно попыталась отмазаться от ужина, говорила, что не пью, не ем, зачем же вам я такая. Ну, это же была фишка тогда. Потом он будет рассказывать своим браткам, что кормил и поил Аленку Апину. Пришлось пойти в ресторан. В зале никого не было, был накрыт один стол, за которым восседал только он сам. Официанты летали и ходили по потолку, обслуживая этот стол. Я не любительница спиртного, и мой директор Володя все время подливал моему ухажеру большими дозами, чтобы быстрее споить его. В какой-то момент он обмяк и стал невнятно излагать свои мысли. Мы стали уговаривать его поехать домой и выспаться. Володя сел за руль, мы погрузили братка на заднее сидение, сама я примостилась на переднем. Едем, а сами не знаем дороги. Спросить боимся, все ж в городе знают, чья эта машина. Я чувствую, что что-то под ногами мне мешает. Посмотрела вниз, под ноги, и оторопела. Я увидела окровавленный топор. Меня бросило в дрожь. Я отодвинула топор подальше и всю дорогу молчала.
КАЗАНЬ 1993 год:
- Я пела, а рядом со мной, как во Фридрих Штат Палас, стоял ОМОН. Потому что все лезли на сцену. Тогда же была свобода. Время было такое, ух, свежее, большое, широкое. Все можно, и нет никаких условностей, предрассудков. Хотели не только прикоснуться к звезде, а просто схватить ее и что-то сказать. Если кто-то пытался залезть на сцену, ОМОН пинал ногой. Отработала я концерт и бегом с Сашей в гостиницу. У двери нашего номера все время сидел омоновец. Вдруг слышу стук в дверь. Мой муж вышел и пришел … под утро, не сильно трезвый. Такого я его не видела никогда. Я просидела в номере всю ночь, боясь выйти, понимала, что что-то произошло. А случилось вот что. Выйдя на стук, он увидел у двери большого человека с очень большим красивым лицом и такой же золотой цепью на шее. Он спросил у Саши: «Ты кто?» Саша: «Слушай, не надо ее будить, она устала и хочет отдохнуть». «Да ладно с ней, ты-то кто, как зовут тебя», - не унимался пришелец. «Александр Иратов». «Быть такого не может. А я Ират», - сказал лысый. И пока тот на радостях не стал просить взять с собой еще и бабу, мой Сашка попросился к нему в номер, где они пили водку до самого утра. Вот они на тему Иратова и просидели всю ночь. То, что муж ездил со мной, спокойнее не стало. Просто ему доставалась роль громоотвода.
МАХАЧКАЛА 1994 год:
- После концерта лихие горячие кавказские парни во главе с сыном самого главного человека, уж не знаю, по партийной или бандитской линии, но никто ему не смел перечить. Они выстроились в эскорт машин и решили проводить меня до моей гостиницы, расположенной у моря. Они решили подарить мне «шоколад», чтоб запомнила на всю жизнь прием по-дагестански. И всю дорогу, пока я ехала в машине, шла бесперебойная стрельба из всяческих видов оружия. А дороги-то ухабистые, а они стреляют из окон. Мне было не то, что страшно, а просто жутко. В какой-то момент и испугалась за свою жизнь. Легла на дно, накрылась всем, чем можно, и так просидела до гостиницы. Шальная пуля ведь дура. Пронесло. Я быстренько выскользнула из машины и бегом в номер. Но джигиты не угомонились. Они, видимо, хотели какого-то непосредственного общения со мной, но я не люблю этого. Не люблю банкеты, посиделки с незнакомыми людьми, шальные подарки. Я понимаю, что не бывает пустот, где-то, когда-то нужно будет за это платить. Узнав, в каком номере я живу, они устроились под моими окнами и всю ночь пускали в небо салюты. Так что, я спала под грохот канонады. Наутро глянула в окно и увидела под окнами тысячу гильз. Спустилась, чтобы забрать себе на память несколько десятков. Когда я прилетела в Москву, муж спросил меня, что это у меня в карманах звенит. Я достала отстрелянные гильзы штук 20 и гордо вручила их ему.
- Но вы ведь, по сути, сами провоцировали их на желание пообщаться с вами в более камерной обстановке: вы были красивы, а чего стоит ваша мини юбка, под которой роскошные ноги? Реакцию этих мужчин понять можно.
- Если бы с кривыми ногами и толстой задницей, и прыщавым лицом, то, наверное, они не пришли на концерт. Тогда так было везде. Безбашенность, которая витала в воздухе, желание покорить все и вся. Сегодня все поменялось. Я бываю в южных городах и должна сказать, что все уже не так, как было раньше. Все цивильно, и нет уже этой погони со стрельбой.
- Ваше знакомство с Сашей тоже имело криминальный подтекст?
- Рассказываю. Мы познакомились с желанием убить друг друга. Была очень некрасивая ситуация. Мы прилетели на съемки в Ташкент. 1991 год, весна. Мы были самой востребованной группой, давно не были в Москве, все гастролировали. Нам не дали гостиницу, и, вообще, прием был ужасный. Я человек достаточно спокойный и выдержанный, но в тот момент не выдержала и потребовала показать мне того урода, который все это устроил. Хотела посмотреть ему в глаза. Его привели ко мне. Им оказался Саша.
- Он знал вас?
- Он то знал о моем существовании еще в 1988 году. И я знала о его существовании, но только вскользь. Когда наш продюсер Саша Шинин продвигал нас в Москве, первым, кому он показал наши фотографии и ужасного качества видеоматериал, был Александр Иратов. Посмотрев видео, Иратов сказал: «Забирай своих лохушек и уматывай в свой Саратов, чтобы больше я тебя не видел». Это говорил мой муж в 88 году, а через три года влюбился в меня. Это, наверное, и есть судьба. Ведь, говорят, что хороший почтальон может постучаться два раза, а в третий уже не придти. Поэтому я и убежала из «Комбинации», опасаясь, что третьего случая может не быть.
- Вы, группы «Комбинация», «Мираж», «Ласковый май» и «На-на» были самыми популярными коллективами на постсоветском пространстве, которые собирали стадионы. А это, соответственно, бешеные гонорары. Андрей Разин рассказывал мне, что вывозил деньги мешками и не знал, куда их потратить. Как было у вас?
- Ну, мешками я деньги не вывозила (смеется). Но оплатить съемную квартиру я могла. Помогала родителям, ну и на черный день приберегала чуточку. У нас были денежные ставки, которые мы получали. Мы прекрасно понимали, что львиную долю нашего гонорара забирал наш продюсер Саша Шинин. Мы знали, для чего он забирал. Он оплачивал студию, съемки клипов и множество взяток, которые приходилось давать всюду. Сам он одевался не от Версачи и на Бентли не ездил. Кроме желания, чтобы все получилось, у него ничего не было. Большие деньги стали приходить уже в 90-е годы, но я уже работала сольно. Что касается Алены Апиной и денег, должна сказать, что у меня их никогда не было много. Я не прибедняюсь, говорю так, как есть. Есть люди, которые приманивают к себе деньги, относятся к ним как к здоровью, как к чему-то существенному и наиважнейшему в жизни. Чуть ли не как к воздуху, что ли. Нет денег – нет здоровья и наоборот. Я не из таких. У меня с деньгами иные отношения. Понятно, что деньги - это свобода и множество плюсов. Общаться с деньгами – это такой же талант, как и другие. Такой же и мой муж. Мы не имеем счетов в банках, любая налоговая может прошерстить нас вдоль и поперек. У нас есть квартира, машина и загородный дом. Мы стараемся любить свое прошлое и очень надеемся на будущее. Что касается денег, то мы всегда живем в настоящем. По-другому не получается. Хочется отложить на старость, не удается.
- В бытность «Комбинации» и начале вашей сольной карьеры, ваша популярность была сродни вашим доходам?
- Никогда не оценивала популярность с точки зрения денег. Если бы карьера Алены Апиной началась, скажем, в начале 2000-х, то, наверняка, я была бы сильно богатым человеком, несмотря ни на что. Потому что сейчас совершенно другие законы, доходы, ставки и возможности. Но при всем при том, я состоятельная певица. У меня огромное состояние. Я заслуженная артистка России, у меня 14 альбомов, а все остальное в жизни относительно. Никакие деньги не могут дать народной любви и признания.
- У вас богатая музыкальная жизнь, вы прошли через много испытаний, приобрели опыт, вы проповедуете нормальные человеческие ценности. И при всем при этом не стали циничной и сукой. Что спасало вас от такого падения?
- Я жила так, как считала нужным, и оказалось, что это нормально. И, вообще, я считаю, что это стереотип, что человек из шоу-бизнеса обязательно должен быть с червоточинкой, циничным и бесчеловечным. Артисты - люди, которые входят в жизнь каждого зрителя или слушателя через глаза и уши. И они не могут плохими, если их любят, ведь они уже становятся частью жизни публики.
- Никогда не были стервой, не ходили по головам других?
- Если бы я это умела, давно бы обскакала всех. Вот говорят, 90-е. Я считаю, что мы счастливые люди: родились в одной стране, прожили бурю в стакане, избежали гражданских потрясений.
- Недавно я видел афишу группы «Комбинация» с вашим именем. Вы что периодически объединяетесь с Таней…… в совместном концерте?
- Да, иногда мы работаем с Таней под афишей «Комбинации». Но мы не работаем в поточном режиме с целью заработать денег. 20 лет группе «Комбинация», и на ее песнях выросло целое поколение, и это факт. Те люди, которые когда-то были комсомольцами и росли на наших песнях, многие их них стали богатыми людьми. Иногда им хочется, ради какого-нибудь случая, просто сесть и послушать песни, под которые они влюблялись, дрались, женились или разводились. Поностальгировать. Когда у людей денег, как грязи, и ностальгия довлеет над ними, то им не нужна «Комбинация» в том виде, какая она сейчас. Им не нужна Алена Апина просто как артистка. Им нужна «Комбинация» образца конца 80-х. И тогда нас какими-то путями разыскивают и просят выступить.
- Какое самое необычное место, где вам приходилось выступать?
- Я пела в домах на Рублевке, и у нас в Переделкино. Пела в актовых залах школ и больниц. Однажды было какое-то спортивное мероприятие, и гримерок не было. Тогда нам в качестве гримерки предложили почти натопленную сауну. Там мы переодевались, туда нам приносили какую-то еду, воду, чай. С нами был и Лев Лещенко, который заметил: «Так скоро мы и до мышей дойдем».
- Расскажите о вашей родне?
- Замечательная была статья якобы моей родной сестры в одной из желтых газет. Статья была о том, как я прокладывала путь на эстраде. Оказывается, я переспала со всеми продюсерами в нашем шоу-бизнесе, я бросила в Саратове умирающую мать. Когда я прочитала все это, у меня был столбняк. Это был удар топором промеж бровей. Начнем с того, что я единственный ребенок в семье. Ну ладно я, но какой удар получила моя мама, которой показали эту статью. К сожалению, три года назад она умерла, и теперь я сирота. Тогда я впервые в жизни судилась со СМИ. Меня возмутило то, как просто вот так взяли и поверили какой-то самозванке, даже не удосужившись позвонить мне и поинтересоваться, есть ли вообще у меня сестра. Мои родители развелись, когда мне было 10 лет. Отец умер 8 лет назад. Тогда я по-детски наивно сказала, что когда вырасту, и у меня будет дочь, не допущу переживаний. Суд о разводе родителям назначили на 23 августа, в день моего рождения. У меня были прекрасные отношения с отцом всю жизнь. И когда моя дочь спрашивает у меня, когда у меня выпал первый зуб или когда я впервые заговорила, ответов нет. Вот в такие минуты я особо остро ощущаю свое сиротство.
Моя дочь не похожа ни на меня, ни на отца. Она инопланетянин в нашей семье. Да я сама не подарок. У меня непростой характер и не совсем радужная судьба. Мне много чего хотелось бы видеть в жизни дочери абсолютно по-другому. И в характере тоже. Какие-то вещи она забывает. Она легкий человек. У меня, если что-то засорилось в голове, буду полоскать и делать выводы. Засядет и пока не дозреет, я не вырву это с корнями. Я все довожу до конца.
- Держите зло на судьбу?
- Что вы? Что вы? Я незаслуженно везучий счастливчик. Обижаться на жизнь у меня нет права. Я ведь сознательно выбрала себе профессию и прошла через все ее издержки. Вот, если бы меня, будучи дояркой, заставляли давать каждодневные удои, то, да, это было бы не в кайф. К тому же я была бы хрупкой, ранимой девочкой, вся из себя принцесса, которая слушает произведения Шнитке и читает на ночь Камю, а с меня требуют удои. Да, я стала героем соцтруда, и если меня спросят, счастлива ли я. Да я пошлю всех к черту с таким счастьем. У меня ж другая история. Я же занималась любимым делом. Да, это трудно, но все происходило по моему желанию и возможностям.
- Не поздно получили звание заслуженной артистки России?
- Нет, не поздно. Ведь нет четких сроков получения наград и званий. Я была на гастролях и за меня книжечку получили другие люди. Дочери на тот момент было два годика. Я, значит, взяла в руки это удостоверение и стала читать дочери нотации: «Смотри, доча, мамка-то твоя заслуженная теперь». Дочь смотрела на меня недоуменными глазами и как начнет плакать. Я опять: «Не плачь, дочь, все позади». Меня словно понесло. Причем, я не валяла дурака, а объясняла какие-то вещи. С одной стороны, ерунда все эти титулы и звания, а с другой – статус, некая ступень. К себе начинаешь по-другому относиться.
Беседовал Рамазан Рамазанов
Комментарии читателей Оставить комментарий