]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Музыка
Главная → Музыка → Интервью
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
    • Авансцена
    • Сплетник
    • Конкурсы
    • Анонсы
    • Концерты
    • МузОбзор
    • Интервью
    • Клипы
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Александр Ф. Скляр: «В новом альбоме я побил собственный рекорд по быстроте записи»

12:32 26.04.2010

Александр Ф. Скляр выпускает новый альбом – «Песни Моряков. Часть II». Презентация пластинки пройдет 28 апреля в клубе «Б2». Накануне этого события Александр Феликсович обстоятельно рассказал корреспонденту Музыки КМ.Ru обо всех перипетиях работы над пластинкой.

KM.Ru: Ваш альбом «Песни моряков. Часть I» содержал сильный песенный материал, внушительно звучал, однако единых концептуальных и стилистических рамок там нет. Это отвечало задаче того момента, когда он вышел: показать умения и возможности только что собранной вами группы. В этом альбоме был задан некий вектор, и слушатель был вправе ожидать после этой пластинки какой-то концептуальной работы. Вместо этого вы продолжили морскую тему, да еще и задействовали чужие песни. Не боитесь еще большей эклектики?

- Я никому ничего не обещал! И я никогда своей предыдущей работой не обещаю следующую. В этом смысле я хочу, чтобы моя публика привыкла к тому, что Александр Ф. Скляр – это не тот самый человек, который будет делать следующий альбом, исходя из реалий предыдущего. Соответственно, никогда никто не сможет предугадать, какой будет моя пластинка после диска «Песни моряков. Часть II». И хотя я уже более-менее себе это представляю, но до последнего момента я этого не скажу, потому что как творческий человек я оставляю за собой право экспериментировать настолько широко, насколько мне это представляется интересным для моего развития как музыканта. Этот альбом является не менее концептуальным и выдержанным, чем альбом предыдущий. Более того, он явился совершенно логическим (для меня) продолжением предыдущей работы. Потому что после того, как она уже была закончена, и прошло какое-то время, которое позволило мне смотреть на сделанное мною с некоторой дистанции, я понял, что морскую тему я раскрыл не до конца. А для того, чтобы ее раскрыть до конца, мне показалось интересным обратиться к творчеству других музыкантов, которые пели о море, и отобрать для себя корпус таких песен, которые были бы созвучны моей душе и которые дополнительно рассказывали о морской теме. Мне хотелось, чтобы эти два альбома представляли собой некий диптих. Я предлагаю рассматривать эти два альбома как две составляющих одной темы. Та составляющая – сугубо авторская, а эта – компилятивная, но не менее важная для меня в раскрытии этой, в общем-то, бесконечной темы. Единственное, что я могу сказать точно, - на этом я с темой моря заканчиваю. По крайней мере, на какое-то время.

KM.Ru: В самой композиции «Песни моряков» представлена достаточно интересная трактовка заявленной темы. Афористично это выражено во фразе: «Мы снова отправляемся в моря, а бабы все уходят в матеря». Также достаточно интересно вы это сами прокомментировали на концерте в клубе «16 тонн». Дескать, женщины, которые готовы идти за рок-музыкантом, гораздо интереснее, чем те, для которых домашний очаг - в приоритете. А как же быть с тем, что вы и другие рокеры вашего поколения (Константин Кинчев, Вячеслав Бутусов, Сергей Галанин и прочие) много лет счастливо живете с женами, которые являются для вас настоящим тылом?

- Никогда нельзя отождествлять творческое эго художника и его человеческую составляющую. Вообще, рассуждая о поэте, музыканте, художнике, артисте (в широком смысле слова), нужно всегда разделять эти два понятия. Если тебе интересно творчество человека, то лучше всего просто брать это творчество и воспринимать его или изучать. Ведь он же не просто так занимается творчеством. Он немножко не такой, как все, и его бытовая составляющая, в общем-то, должна быть более или менее сокрыта от посторонних глаз, т. к. она мешает увидеть его творческую составляющую. В наше же время эти две стороны все время переплетены, поскольку жизнь публичных людей - слишком на виду. Она обсуждается не меньше, а зачастую - и гораздо больше, чем творческая ипостась.

KM.Ru: Сегодня, собственно, творчество никому и не интересно.

- Во всяком случае, часто так бывает, особенно если творчество само по себе не очень интересно. В этом случае весь интерес публики сосредотачивается на личных моментах жизни артиста и сугубо бытовых вещах: где он живет, куда он поехал и что он сделал… К сожалению, сейчас во многих интервью действительно гораздо меньше спрашивают о творчестве, предпочитая интересоваться подробностями личной жизни. Мне кажется, что это неправильно. Хотите знать о художнике – слушайте его песни, читайте его книги, смотрите его картины. Но это благое пожелание чаще всего остается не услышанным. Жалко, конечно, что так происходит! Но, видимо, таковы реалии той жизни, в которой мы существуем. По-другому, наверное, уже не будет.

KM.Ru: Вы говорите, что «Песни моряков. Часть II» будет не менее концептуальной, чем предыдущая. Можно уточнить, в чем?

- Альбом весь пропитан морем. В этом смысле он и получился концептуальным. Диск очень цельный, потому что он очень одномоментно собран, срепетирован и сыгран. Более того, сыгран он одновременно – в отличие от всех моих предыдущих альбомов (кроме, пожалуй, первого диска «Ва-Банка», который на английском языке; и в этом смысле я вернулся к истокам). Это - не потрековая запись, сделанная наложением, а запись, произведенная в данный конкретный момент всеми музыкантами вместе. Мы снова вернулись к этой идее, от которой большинство современных рок-групп – и в нашей стране, и за рубежом – очень давно отказались, за редким исключением, и к которой сейчас опять начинают возвращаться наиболее продвинутые музыканты. Причина в том, что они снова ощутили все недостатки разрозненного исполнения единого коллектива. Они пресытились чистотой и гладкостью звучания отдельно записанных дорожек. На очередном витке музыкальной эволюции они поняли, что коллективное творчество – потому и коллективное, что оно рождается в коллективе, делается в коллективе и записывается коллективом, играющим одновременно здесь и сейчас. Так работали все рок-н-ролльные группы на начальном этапе. До них так работали биг-бэнды, а до них – симфонические оркестры. А потом технологии на некоторое время победили. Вот это желание сделать технологически чисто на некоторое время возобладало над желанием получить коллективную запись. Сейчас мы снова возвратились к этому в новом альбоме, и результат слышен. Когда ты слушаешь этот альбом, ты понимаешь, что звучит живой организм, который с различными, может быть, шероховатостями, но передает коллективное биение одного сердца. В этом смысле я считаю, что у нас получился очень цельный альбом.

KM.Ru: Морская тематика – это, конечно, хорошо. Но ассоциации могут быть принципиально разными. Можно попробовать подойти на улице к любому человеку и попросить назвать его навскидку две песни о море. И он назовет, например, две такие максимально непохожие друг на друга вещи, как «Море, море» Юрия Антонова и «Песня морского дьявола» из фильма «Человек-амфибия». А были ли все-таки какие-то основополагающие принципы, по которым все-таки отбирались именно эти песни, а не другие?

- Такие принципы были. Мне хотелось, и я отбирал в конечном итоге те песни, которые могли бы быть написаны мной, но, по разным причинам, не были написаны. Их уже раньше успел кто-то написать.

KM.Ru: Сложилась целая философия по поводу того, как надо подавать чужие песни, которые артист берется исполнять. Одни говорят, что надо все выворачивать наизнанку, другие стараются подавать произведение максимально близко к оригиналу. Недавно мы беседовали с Кириллом Немоляевым, и он с горечью говорил о том, что собаку съел на каверах, как только ни изгалялся, но в результате народ на концертах все равно лучше всего воспринимает «Мечта сбывается» того же Антонова, где Немоляев практически ничего и не переделал. А вы что-то кардинально меняли?

- Мне кажется, что в каждой конкретной работе можно подходить и так, и так. То бишь делая кавер на какую-то очень известную песню, входящий в трибьют, посвященный одной группе (как это было недавно с «Машиной времени»), можно идти по принципу максимального удаления от первоисточника. Почему? Потому что эта группа и так слишком хорошо известна своим оригинальным исполнением собственных песен. Человек, покупающий сборник «Машинопись», будет интересоваться, как другие артисты, которым интересно творчество «Машины», станут интерпретировать песню этой группы. Если же ты делаешь сборник разнообразных песен, но связанных, предположим, тематически морем, то здесь задача кардинально изменить каждую конкретную песню не стоит. Важнее сделать их все в едином именно для тебя ключе. При этом что-то ведь может быть дальше этого ключа, а что-то – ближе к нему. Но они все должны, в конечном итоге, сблизиться в единую работу, которая будет ценна сама по себе. Ведь мы же пишем все-таки альбом, а не набор песен. Тут тебе, скорее всего, будет важно найти общий ключ ко всему альбому, а не конкретный ключ к каждой песне. Для таких альбомов очень важны максимальная сиюмоментность и неразбросанность по времени. И этот альбом побил мой же собственный рекорд предыдущего альбома по быстроте записи. Он был срепетирован и записан одномоментно за период порядка недели. Т. е. мы встретились в понедельник с еще неотрепетированным материалом, а в воскресенье вышли из студии с записанным альбомом. Вот что, на мой взгляд, наиболее важно в такого типа работе!

KM.Ru: В альбоме нет ни одной вашей новой песни?

- Новых – нет, хотя песня «Есть моря» уже издавалась на последнем альбоме «Ва-Банка» «Игроки и шпионы». Исходя из концепции того альбома, она была включена туда как завершающая песня и, соответственно, записана в несколько иной стилистике, чем тот альбом. Здесь же она была записана как важная для меня песня - мой собственный взгляд на чужие песни о море (смеется).

KM.Ru: Т. е. вы ставили принципиальную задачу не включать сюда собственных новых песен?

- Да. Несколько новых песен, которые у меня есть, с морем не связаны. Соответственно, они бы выбивались из общей канвы, а я бы все-таки хотел соблюсти чистоту эксперимента.

KM.Ru: Расскажите, как возникла идея пригласить на запись песни «В Кейптаунском порту» Гарика Сукачева.

- Когда я, примерно в середине лета, уже собрал себе все эти песни, которые стали основой нового альбома (кстати сказать, у него не было на тот момент названия), Гарик предложил мне совершить небольшое путешествие на его яхте вдоль берегов Хорватии, где она стоит у него в порту Марин. Я согласился, потому что мне было интересно походить под парусом в настоящей яхте по настоящему морю (смеется). Да еще и с таким замечательным другом, как Гарик! Когда мы совершали это путешествие, я, естественно, прокручивал внутри себя грядущий альбом, взял с собой демо-запись, которую я дома наиграл для себя на гитаре. И когда мы как-то шли под парусом, я, прокручивая эти песни, вдруг вспомнил про «В Кейптаунском порту», и мне показалось, что это - очень подходящая песня для того, чтобы спеть ее дуэтом с Гариком. Хотя, как вы понимаете, это - совершенно не дуэтная песня! Но, тем не менее, дуэты – это ведь такая странная штука! Меня захватила эта идея, я прямо почувствовал, как это может получиться. Днем мы плыли, а вечером становились на стоянку в каком-нибудь порту. Ночевок в море у нас не было. Как пелось в песне Визбора «Белый пароходик», «я иду от порта к порту, я плыву от горя к горю». Я вдруг понял, что мы так и идем вместе; значит, вместе мы можем оказаться и в этой песне. Тогда я предложил Гарику спеть ее со мной. Гарик согласился, потом прошло какое-то время, она была готова, Гарик пришел на студию и спел ее с такой самоотдачей! Она получилась так здорово, что я без устали потом ее слушал несколько дней кряду. Редко бывает такой органичный дуэт, какой получился здесь. Я думаю, что это, конечно, неслучайно сложилось под звездами Хорватии (смеется). Ко всему прочему, у меня ведь не было идеи делать этот альбом дуэтным. Все получилось спонтанно. У меня не было потом идей что-то предлагать кому-то еще, я не отбирал дуэтные песни вообще. Но этот дуэт лег туда очень органично и удачно.

KM.Ru: Возникали ли какие-то трения по авторским правам?

- Конечно, все песни были обязательно «отмыты» в правовом отношении. Мы целенаправленно занимались этим. По-моему, я трепетно отнесся к первоисточнику. Я нигде не ставил задачу поизгаляться над песней. Я, наоборот, брал максимально близкие мне песни и, соответственно, максимально трепетно их исполнял.

KM.Ru: Как возникла идея вашего недавнего совместного тура с Сергеем Галаниным?

- Это получилось совершенно неожиданно! Просто есть в Барнауле такой замечательный энтузиаст Аркаша Кац, на котором держится весь тамошний рок. Несколько лет подряд он устраивает праздник «День музыканта». В этот день собираются все барнаульские рок-группы и выступают в клубе «Чаплин» при почти бесплатном входе. Тем самым Аркаша поддерживает идею рок-музыки в своем городе. Ведь все равно наша настоящая рок-музыка держится на энтузиастах-организаторах. Каждый раз он приглашает кого-то из более-менее известных артистов быть гостем этого «Дня музыканта». В прошлом году такими гостями были мы с Рушаном Аюповым. Кацу тогда это очень понравилось, и в этот раз он мне позвонил заранее и предложил приехать с кем-нибудь еще. Я предложил Сережку Галанина, они договорились. Потом Аркаша мне перезвонил и предложил сыграть нам с Галаниным вместе. И так мы вынужденно попробовали найти какие-то точки соприкосновения. Мы созвонились с Сережей, прикинули песни, которые можем показать друг другу и которые могли прозвучать в две гитары. Отсюда и возникла вся эта идея. Потом уже к этому присоединился организатор Мансур, который занимался концертами в Новосибирске и некоторых других городах того региона. Так получился целый тур с нашей совместной программой. Мы друг другу предложили песен по 15. Получилась программа, которая длилась свыше двух часов, когда мы оба на сцене поем и свои, и не свои песни, играя их оба на акустических гитарах. Сейчас, когда этот тур уже прошел, мы сыграли в общей сложности 7 концертов и получили очень позитивные отзывы от очевидцев. Вполне вероятно, что мы это и продолжим дальше.

KM.Ru: Какие песни играли?

- Из моих – например, «Предательство и контрабанда», «За гагарой с черным пером» и «Корабли не тонут». Из галанинских были «А что нам надо», «Дорога в ночь», «Мы - дети БГ». Несколько песен было не нашего авторства – «Темная ночь», «Лирическая» Высоцкого. В целом получилась очень душевная и искренняя программа. Понятное дело, человек, выходящий с гитарой – это самое искреннее, что можно ожидать от музыканта. И в последнее время рок-н-ролл не очень нас балует подобными тандемами. Везде возникают групповые желания, а две группы в одной программы – это уже все-таки не то. Другое дело – два отдельно взятых музыканта, каждый из которых к тому же является лидером собственного коллектива.

KM.Ru: В свое время ведь нечто подобное делали Андрей Макаревич и Борис Гребенщиков.

- Вот, например, да! Они действовали именно по той же модели. Но как давно это было! Однако, представляете, мы это помним. Поэтому такая идея оказалась очень живой и трепетной. Так что я рад, что это произошло.

KM.Ru: Полтора года назад на пресс-конференции в клубе «16 Тонн» по поводу новой группы «Александр Ф. Скляр» вы говорили, что по сравнению с «Ва-Банком» ваш новый коллектив будет полностью непредсказуемым. «Мы будем выходить на сцену и делать только то, что мы хотим, не оглядываясь на ожидания публики», - говорили вы. Но как быть с теми песнями, которые в рамках «Ва-Банка» написали не вы, а, например, Сергей Левитин или Алик Исмагилов? Вы же, наверное, не сможете сейчас их исполнять, даже если этого захотите?

- Нет, таких рамок тоже не существует. Я думаю, что их можно было бы исполнять, но я этого не делаю. Те песни, которые мы написали и записали коллективно, я (за редчайшим исключением, вроде «Маршрутов московских») все-таки не пою.

KM.Ru: Это потому, что такие песни не резонируют с вашим нынешним состоянием?

- Там, где я не писал текст, они, конечно, по большей части не резонируют. Там же, где я его сочинял, чаще всего я же писал если и не всю музыку, то ее главную линию. Какие-то из этих песен по-прежнему остаются для меня актуальными. Плюс я исполняю на концертах новые песни, которые вообще родились после «Ва-Банка». Если брать все это в совокупности, то получается, что сейчас я в основном исполняю те вещи, которые для меня остаются актуальными. Внутренне актуальными. Там есть, конечно, какие-то «ва-банковские» вещи, но их, в общем, немного. Хотя, конечно, я никоим образом не хотел бы быть «Иваном, родства не помнящим», резко и жестко отказываясь от всего того песенного материала, который был сочинен «Ва-Банком» на протяжении нашей длительной истории.

Беседовал Денис Ступников

Темы: Журнал "МузОН"
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
Единственный в РФ авианосец «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
Путин подписал указ об утверждении основ государственной языковой политики
Министерство финансов РФ © KM.RU, Алексей Белкин
Михаил Делягин: Санкции Запада меркнут по сравнению с внутренними «санкциями» Минфина
Борис Акунин © KM.RU, Филипп Киреев
Писателя Бориса Акунина заочно приговорили к 14 годам лишения свободы
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
«Диванные войска»: молодежь России осталась глуха к истинному патриотизму
Morbidity «Live in Irkutsk 2000»
«Герман Греф от имени Сбера представляет «прототип» полностью беспилотного автомобиля»
«Моральный кодекс» отметил юбилей своими самыми интеллигентными песнями
Участники фестиваля в честь «Сектора Газа» раскрыли тайну мистических песен Юрия Хоя
«Пилот», 12 ноября, 1930 Moscow
«Непоследовательность и колебания верхов наносят делу денацификации Украины больший урон, чем все стряпаемые в Киеве фальшивки»
Кошка Сашка посвятила песню памяти нижегородского Метромоста
«Китайский народ не позволит делать деньги на рынке иностранцам, которые вредят стране». А мы?
Дайте танки вместо выборов!
Кинопремьера «Эпидемия. Вирус 32»: Сам себе злобный гоблин
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.