Кинчев на православном лектории: «Разочарую, я не проповедник – я рок-звезда!»

Константин Кинчев не афиширует и уж тем более не навязывает своих религиозных воззрений. Будучи человеком непубличным, лидер «Алисы» в последние годы не участвует в так называемых «творческих вечерах».
Поэтому многие были удивлены, когда неделю назад появилась новость о том, что 31 марта Кинчев выступит Центральном доме журналистов в рамках Общедоступного православного лектория, проводимого Школой молодежного служения при Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи Свято-Даниловского монастыря. Организаторы избежали неминуемого, казалось бы, ажиотажа и приложили максимум усилий, чтобы в зал попали все желающие.
Мероприятие проходило в форме «вопрос-ответ». Лидер «Алисы» сразу подчеркнул, что не считает себя ни философом, ни мыслителем, ни оратором. «Речь моя косноязычна, а мышление – парадоксально, - скромно заявил музыкант. – Я не могу дать четкого ответа ни на один вопрос». Тем не менее все реплики Кинчева отличались четкостью формулировок и отсутствием категоричности. К своим суждениям он не уставал прибавлять обороты типа: «я надеюсь на это», «по крайней мере для меня», «никого не хочу судить». «Разочарую вас, я не проповедник и не учитель – я рок-звезда!», - в этой автохарактеристике был весь Константин Кинчев.
Ведущий встречи - руководитель Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи игумен Иоасаф (Полуянов) начал с самого непростого вопроса: стоит ли нам ожидать в скором времени конца света? «Тревога есть, и есть сердечное ощущение, что что-то грядет, - ответил Кинчев. - Неплохо бы встретить то, что грядет подготовленным. По мере собственных сил пытаюсь робко готовиться. Что нас ждет впереди, ведает только Господь. Может быть, ничего страшного и не произойдет. А может быть, и произойдет, что тоже будет радостно – почувствовать себя в Армии Света, в этом Армагеддоне. Вот начали тему, да?»
Отголосок тотальной истерии по поводу мнимой даты Апокалипсиса чувствуется и в названии нового альбома «Алисы» «20.12». Пластинка уже полностью записана, но, скорее всего, выйдет лишь в конце сентября – начале октября текущего года. Такая задержка связана с занятостью немецкого звукорежиссера Джема из кельнской «TOPAZ studio», с которым «Алиса» сотрудничает с 2003 года и сделала уже шесть пластинок, включая трибьют Рикошету «Выход Дракона». «За это время Джем заметно «поднялся» у себя в Германии, став очень востребованным звукорежиссером, - объяснил Константин Кинчев на встрече с поклонниками в ЦДЖ 31 марта. – У него очень много заказов. Для него, конечно, это очень хорошо, а для нас – не очень. Нужно просто выкроить время и съездить для сведения альбома к нему в Германию. Либо же он приедет к нам, в Россию. В Джеме меня устраивает отсутствие личных амбиций, потрясающая ответственность (чисто немецкая черта) и безупречный профессионализм. Можно было бы, конечно, сводить пластинку в Англии, но там мы получим либо великолепный результат, либо полный провал (тоже национальная особенность британцев). Если же говорить о работе в России, то здесь постоянно нужно всех контролировать».
Лидер «Алисы» отверг все домыслы о том, что творческий процесс для него является мучительным. «Если я так когда-то и говорил, то это было лет 30 тому назад. Хотя я что-то подобного не припомню, - признался он. - Все, что тревожит мою душу, перерастает потом в песни. Если правильно расставлены ценности, творчество находится где-то на периферии. По крайней мере у меня. Если импульс посылается, я его записываю. То, что Бог на душу клал (и кладет), то я и записываю. Плюс совмещаю это с собственными душевными переживаниями. Таким вот счастливым образом существую в сотворчестве. Человеку, пришедшему к вере в Бога, открывается такое поле деятельности в собственной душе, что не остается времени ни на уныние, ни на заботу, что что-то не пишется». Кинчев подчеркнул, что ему неведомо такое понятие, как кризис среднего возраста, и отказался рассуждать о его возможных последствиях: «Вот придет кризис этого затянувшегося среднего возраста, тогда и порассуждаем, чем бы еще заняться. Кризис среднего возраста – это, наверное, состояние людей, пребывающих на распутье. Я же, как в 14 лет решил стать рок-звездой, так ей и остаюсь. И прекрасно себя ощущаю».
По словам Константина Кинчева, в детстве он постоянно стремился кем-то стать, то Чингачгуком, то одноногим Сильвером, то звездой американского хоккея. Но в 14 лет он услышал в пионерлагере песню Black Sabbath «Sweet Leaf» и возвратился домой с желанием стать Оззи Осборном. «Оззи Осборном я не стал, зато стал Константином Кинчевым, – с улыбкой констатировал музыкант. – Это я к тому, что если человеку есть что сказать и он хочет быть самим собой, рано или поздно его желание исполнится. Другое дело, нужно ли ему это и не станет ли исполнение желания последним печальным подарком?»
В течение полуторачасовой встречи Кинчев не раз подчеркивал мысль, что человек должен идти к Богу сам, а любая назидательность в этом вопросе может достичь прямо противоположного результата: «Господь-то призывает, другое дело, что люди, как правило, не готовы. Они слишком себя выпячивают и не слышат призыва». По поводу осуществления призыва Христа «оставь всё и следуй за мной» в своей жизни Кинчев самокритично заметил: «Если бы он осуществился, я бы мог сейчас смело называться святым. Но стремление, конечно, есть. При этом у меня нет такой колоссальной силы самоотречения. Мне дорога моя жизнь, поэтому, в общем-то, я топчусь на месте и не рискую брать крест тяжелее, чем он есть сейчас. Думаю, что так и буду топтаться до последних дней».
Предельно ясно Кинчев высказался относительно декабрьских событий на Манежной площади и национального вопроса в России. «Я тоже недоволен позицией государства, - заявил он. - Вместо того чтобы попытаться понять свой народ и его волеизъявление, государство испугалось и начало завинчивать гайки (и без того уже затянутые). Все мы знаем физику – хотя бы по начальному курсу школы: когда пару некуда выходить, получается взрыв. Что касается моей позиции, то я всецело на стороне русского народа, к которому имею честь принадлежать. Мне бы хотелось, чтобы наш патриарх Кирилл не боялся слова «русский» и обращался к нам «русские братья и сестры». Власть светская должна получать окормление у власти духовной, а не наоборот».
Вместе с тем лидер «Алисы» неоднократно предостерегал журналистов на встрече от извращения его слов и поиска сенсации на пустом месте. «Сейчас вырвут из контекста мою фразу «я плохой христианин» и вынесут ее в заголовки новостей», - досадовал он. Анализируя смысл рокерского жеста, в просторечье именуемого «козой», Кинчев возразил против ее «сатанинской подоплеки» и пояснил, что «коза» символизирует лишь обмен энергией на концертах по принципу: «включил штепсель в розетку – импульс – зарядили друг друга». Огорчило Кинчева и то, что некоторые «православные» сайты написали по поводу концертов в честь ХХ-летия альбома «Шабаш», которые состоятся 29 апреля в Москве и 1 мая в Питере: «Дескать, в то время как все христиане, постятся и молятся, группа «Алиса» устраивает в 20-й раз шАбаш. Во-первых, не в 20-й, а единственный раз. Во-вторых, не шАбаш, а шабАш – то есть «конец». Не надо забывать, что это мое посвящение Башлачеву, который сказал «шабаш!» и совершил самоубийство».
Денис Ступников
Комментарии читателей Оставить комментарий