«Красные Звезды»: «Каждая человеческая жизнь – героический поступок»

Однако зачастую журналисты поднимают совсем не те темы, которые интересны самим музыкантам. Понимая это, последние решили провести интервью с самими собой. На насущные вопросы о жизни, смерти и вообще отвечают музыканты из группы «Красные Звезды» Владимир Селиванов (В. С.) и Евгений Белов (Е. Б.). Портал KM.RU с удовольствием предоставил площадку для столь необычного эксперимента. И хотя в выходных данных интервью указан автор, его участие в работе над текстом было минимальным и свелось скорее к корректорской работе. Остальное сделали сами музыканты.
«Красные Звезды»
- «Чего же ты хочешь? Не знаешь? Может быть, воспламенять сердца?» Эти слова вы 15 лет вынесли в эпиграф альбома, сделали это и сейчас, в «Свободе 2012». Почему? Как вы отвечаете на этот вопрос тогда и сейчас?
Е. Б.: Вообще вопрос в эпиграфе сам по себе уже о многом говорит. Для меня это своего рода «дисклеймер», подчеркивающий сам характер альбома «Свобода 2012»: никто не знает определенно, что будет завтра, через год, через десять лет. Неопределенность и противоречивые прогнозы, неуверенность и несбывшиеся мечты девяностых легко объяснять кознями лютых врагов, но такие объяснения рано или поздно оказываются обычным популизмом, то есть враньем. Да, я хотел бы воспламенять сердца. Человек с горящим сердцем не способен ко лжи, ложь — удел слабых. Искренний вдохновленный человек прекрасен сам по себе, и, возможно, он оставит что-то вдохновляющее и другим. Мне кажется, что так и происходит эволюция человека: что-то хорошее остается от предыдущих поколений. Хотелось бы, чтобы прекрасного и полезного становилось больше.
В. С.: На самом деле я довольно четко знаю, чего хочу - абсолютного понимания человека человеком. Когда слова становятся не нужны. Как понимают друг друга влюбленные, например. Когда искренность - тонкая, как струна. Когда только правда и ничего, кроме правды. Когда горят сердца. А это значит, их нужно воспламенять.
- Еще один вопрос, задаваемый в альбоме самим себе: «Нах...я тут нужен я?» И в более развернутом виде на концертах: кто я, зачем, почему такой борзый?
Е. Б.: Довольно сложный вопрос, но мы раньше и не делали простых песен. Мысль, лежащая в основе этой песни, довольно проста: все люди равны, абсолютно все на этой планете. Сложные сиюминутные общественные процессы, происходящие постоянно с каждым из нас, отодвигают эту аксиому на дальний план нашего внимания, и очень часто этому «задвиганию» способствуют как внешние, так и наши внутренние силы. А ведь это очень вредный процесс. Хотя бы потому, что нельзя забывать о своем праве не делать то, чего делать не хочешь! Этим правом обладает каждый из тех, кто способен к осознанному самоопределению. Рабство может называться как-нибудь иначе, любым словом. «Дружба», «семья», «гражданство» - даже такими словами может называть себя лицемерное Рабство. Здоровый индивидуализм в наших странах традиционно не поощряется, но куда спрятать тот вопрос, который всегда возникает, когда оказываешься в ситуации, в которой бы не хотел оказаться? Себя не обманешь, и приходится отвечать, попутно разбираясь в себе. Очень хочется, чтобы вокруг становилось с каждым днем больше людей, живущих не «по вине обстоятельств», а с удовольствием!
В. С.: У меня был переломный момент в существовании. Когда все вокруг меня было обострено до невозможности, да и я сам был острый как бритва. Тогда моя жизнь казалась мне копеечной, нелепой, и не было повода осмысленно функционировать. И именно тогда опять же остро стал вопрос самоидентификации. Кто я? Зачем я? Что я тут делаю? Попытки ответить на эти вопросы растянулись на долгих 13 лет жизни. И я пришел к выводу, что могу лишь хотеть быть кем-то. А вот уже быть, побывать - это скучно. Это как вечный рост. Я вчерашний уже самому себе неинтересен. Но безумно интересен себе я будущий. Я хочу быть героем. Героем в самом прямом смысле этого слова. И когда-то я об этом уже заявил. Именно тогда, когда в эпиграф были вынесены слова «Воспламенять сердца». Героизм - это как путеводная звезда.
«Красные Звезды»
- Группа «Красные Звезды» всегда поднимала героические темы. Гагарин, Матросов, Маресьев, Маяковский, судя по всему, для вас являются героями. А есть ли герои в нашем времени? Или это нормально, что время героев прошло и они остались в прошлом?
В. С.: Героями, как и солдатами, не рождаются. Я уверен, каждый человек - Герой. Если не сейчас, то непременно в грядущем. Ничто не проходит бесследно. Никто не забыт и ничто не забыто — и не может быть забыто. Каждая человеческая жизнь - героический поступок. Героизм вообще в порядке вещей.
Е.Б .: Время героев не прошло. Это люди «проходят», а время всегда одно - настоящее. Но Настоящие люди остаются в нашем времени: ведь мы говорим и помним о них сейчас, и сейчас ставим в пример. Помним за их вклад в нашу жизнь. Гагарин, Маресьев - это герои безусловные, героизм их поступков признается всеми. Есть люди, вклад которых немного скромнее: например, знаменитые ученые или политики. Есть совершенно неизвестные примеры для подражания - родители или просто «хорошие люди». Я сейчас не ранжирую Героев, нет. Я говорю о том, что каждый человек оставляет после себя что-то, хоть горсть перегноя, но эта горсть, возможно, даст силу деревцу, в тени которого далекий потомок «что-нибудь придумает». Такое у нас, у людей, свойство - что-нибудь придумывать. Конечно, среди нас и сейчас живут Герои - те, кто, наплевав на обстоятельства, делает то, что считает нужным. Бабушку через дорогу перевести, или жизнь прожить в «стремительном полете» - вопрос для меня не важный, это вопрос славы. Древние греки считали, что бессмертие Героев в Славе - что-то в этом есть. Может быть, сегодня бессмертие вообще никого не беспокоит? А может быть, герои, о которых будут помнить следующие поколения, именно сегодня и становятся таковыми - выковывают волю в тюрьмах, приходят к пониманию Себя?..
«Красные Звезды»
- Что и кто для вас служит источниками вдохновения?
В. С.: Жажда изменения реальности. Стремление понять, как и зачем все это устроено. Музыка и вообще наша работа помогает нарушать стройную работу механизма унылой рутины. Это очень хорошо чувствуется, когда вот только что создано нечто новое. Ведь это не то что бы новый гроб или новый стул - это всегда совсем новое, нечто небывалое во вселенной, то, что ее шевелит, крутит, качает.
Е. Б.: «Восхищает звездное небо над головой и моральный закон внутри». Удивительно, но все, что нас окружает, и все, что мы есть - следствие событий, математическая вероятность которых почти не отличается от нуля. Удивительна Вселенная - огромная, бескрайняя. Удивительны мы - люди, ничтожное по космическим масштабам племя, но обладающее не менее удивительной силой постигать эти космические масштабы и восхищаться царящей гармонией. Удивительна гармония — явление общее как в физическом мире, так и в мире, существующем только в нашем сознании. Удивительно прекрасно устроен Человек: какие бы ни происходили с ним события, в каких бы условиях ни оказался, он способен на сверхусилие, совершить невозможное. Удивительно, что Человек, если научится внимательно слушать и понимать Себя, знает, какое решение его будет верным, а какое нечестным. Вдохновляет каждая мелочь в мироздании: ведь без нее мир был бы другим или вообще не был бы.
- Владимир, благодаря чему ты всегда находишься в должной форме и что тебе позволяет поддерживать в себе ту энергетику, за которую тебя так многие любят?
В. С.: Я всего лишь искренен.
«Красные Звезды»
- Много молодых групп появляется, но у них даже близко нет той энергетики, что была у многих коллективов, появившихся в 90-е. В чем, на ваш взгляд, проблема? Что вы можете им посоветовать?
В. С.: То, что именуется энергетикой, - всего лишь истовая вера в то, что делаешь. И это всегда экстремальная ситуация. Проблема, скорее всего, в том, что сейчас период затишья. Некая остановка времени. Отсутствие экстремальной ситуации. Уверенность в завтрашнем дне.
Е. Б.: Группы, появившиеся в 90-х, развивали достижения рокеров из 80-х. Исправляли, дополняли, делали «как надо». В нулевых ресурс открытий двадцатилетней давности естественным образом исчерпался, наступил период мнимой стабильности. Перемены, которых хотел Цой, не завершились, а впали в стазис, который все восприняли как стабильность. Культура всегда идет в ногу с обществом, и в нулевых общество, устав от внезапности перемен, почувствовав минимальное облегчение, захотело развлекаться. Трендом стали те же группы восьмидесятых, которые, исчерпав ресурс протеста, заняли нишу культурного истеблишмента. Но История имеет свои законы. Перемены, начатые нашими прадедами, требуют завершения. Мы уверены, что очередной период застоя в обществе и культуре уже завершается, и нашими общими усилиями мы сделаем новую современную русскую культуру, музыку, рок. И этим нашим будущим достижениям найдется достойное место в общечеловеческой истории. Проблема лишь в том что большинство людей вообще и музыкантов в частности воспринимают текущий момент как данность, боятся что-то менять и привносить. Посоветовать могу лишь одно: делая что-то, посмотри на свое дело со стороны, задай вопрос: «Что же потеряет человечество, если я этого не сделаю?» Это отрезвляет. Ты - такой же человек, как Джим Моррисон или Петр Ильич Чайковский. Делай то, что должен и будь собой.
«Красные Звезды»
- Владимир, что ты ощущаешь, когда выходишь на сцену? Волнуешься ли перед концертами? Если да, то как с этим борешься?
В. С.: Выход на сцену - это всегда чудовищное волнение. Просто мандраж. Трясучка. Адреналин зашкаливает. Бороться с этим бессмысленно. Даже если стакан водки выпить - все равно ничего не проходит. Это, видимо, как в прорубь нырять - ничто тебя к этому не приготовит. Нужно просто сделать — и все.
- Бывает ли так, что ты выступаешь – и фатально не можешь установить контакт с залом? Если да, то как преодолеваешь?
В. С.: В такие моменты мне хочется провалиться сквозь землю. Но все равно ведь это наша работа. И это не повод перестать демонстрировать чудо.
«Красные Звезды»
- Родной город Минск тебя вдохновляет? Есть ли любимые районы?
В. С.: Минск - чудный город. В нем живут чудесные люди. Но как-то не вызывает он у меня вдохновения. Слишком спокойно все. Ровно. Даже народные волнения угасают очень быстро. Как будто и не было ничего.
- Какие же места тебя вдохновляют?
В. С.: Питер, Москва — города, которые я хорошо знаю. Вот они часто вдохновляли меня. Как-то сами строчки начинают выплывать из стен старых домов в центре :-). Питерские мосты и белые ночи — это вообще отдельная романтика. Это - то новое, что появилось в моей жизни.
«Красные Звезды»
- Откуда в твоих песнях столько посмертных реалий, связанных с похоронами, выносом тела и т. п.?
В. С.: Мне часто приходилось наблюдать похоронные ритуалы и участвовать в них. Очень хотелось как-то помочь потерявшим близкого человека. В основном это были друзья, одноклассники. Чудовищные страдания, понимание безвозвратности ситуации всегда оказывали на меня неизгладимое впечатление. Так же как и смерть моих близких. В особенности тех, кто умер у меня на руках.
- Глеб Самойлов говорил, что часто бросается в глаза, когда рок-музыканты поют песни не на свои тексты. Испытывал ли ты дискомфорт, когда пел песни на стихи Маяковского, Витухновской, Ареховского и т. п.? Как входил в нужное состояние, примерял на себя образ?
В. С.: У меня никогда не было проблемы примерки. Я всегда очень легко это делал, и это гораздо легче, чем петь собственные песни. Уж не знаю, почему так :-).
«Красные Звезды»
- Недавно исполнилось пять лет со дня смерти Летова. Он к тебе относился как-то по-особенному, всегда выделял. Что он для тебя значит – Учитель, Брат, Соратник по оружию? Становится ли острее с годами ощущение Потери? Собираешься ли как-то увековечивать его Память – проводить мемориальные концерты, исполнять песни и т. п.? И насколько это вообще нужно?
В. С.: В юности я был очень впечатлен этим человеком. Это, определенно, один из ярчайших человеческих героев. А герой - это всегда пример. И я не сразу разобрался, что он — не пример для подражания, а пример функционирования в целом. Позже это стало ясно. Но, к сожалению, Егор уже умер, и мне этого ему не сказать никак. Хотя я и сказал, как мог. Я имею в виду песню «Звезда». Она для него и про него. О концертах была идея, но сейчас мне это кажется ненужным. Передать его суть на каких-то собраниях мне не представляется возможным, а меньшим и не стоит заниматься
- Музыканты «Красных Звезд» всегда казались эдакими просвещенными европейцами, свободными от разного рода предрассудков и стереотипов. В то же время вы не чураетесь каких-то корневых тем (к которым люди вашей формации нередко относятся свысока) вроде заговоров («Загадка»), патриотических аллюзий («Пустота») и т. п. Как в вас это уживается и нет ли здесь противоречий?
В. С.: Я ни к чему не отношусь свысока. И меня волнуют абсолютно все те же темы, которые волнуют всех людей на планете. Предрассудки, религия, заговоры и политика в том числе. Но это - предмет изучения. Через освещение этих тем в песнях их очень удобно изучать. Понимаешь, намного больше. Емче, я бы сказал.
Е.Б.: Все люди одинаковые. Отличаются воспитанием, традициями и еще всякими мелочами типа цвета волос. Традиции у нас отличаются незначительно, и мы вообще дефиниции типа «азиат», «папуас», «европеец» считаем нарицательными. Суть традиций в том, чтобы транслироваться в неизменном виде через поколения. Традиции касаются корневых тем отношения к жизни, смерти, земле и обществу, и мы как музыканты обязаны осмыслить хотя бы то, что по силам. Это очень увлекательно и, как нам кажется, необходимо. Наша общая культура, к сожалению, не целостна, под влиянием исторических процессов она распалась на фрагменты, связь между которыми отсутствует, и со временем исчезнет понимание, почему так произошло. Образовавшиеся дыры и прорехи надо заполнять, чтобы была обоснованна преемственность от Пушкина до Цоя, от Садко до Рахманинова и дальше. Вперед и вверх!
«Красные Звезды»
- Какие вещи для вас являются в жизни самыми важными, основополагающими?
В. С.: Это совсем не вещи. Это процесс. Процесс освобождения от страха и жадности.
Е. Б.: Правда, Свобода, Любовь. Последовательность не важна.
- Есть ли у вас такая песня, которой вы гордитесь, для вас она многое значит, и вы готовы ее исполнить на Страшном Суде Богу в качестве главного оправдания?
В. С.: У моей бабушки было шестеро детей, и она мне всегда говорила, что каждый для нее важен, как и пальцы на руке. Так и песни. Каждая из них - моя часть, и я горжусь всеми. А насчет оправданий... Если представить возможность такой ситуации, то мне не в чем оправдываться ни перед кем.
Е. Б.: Есть такая связь аллюзивная «жизнь - песня». Песня - маленькая жизнь, начинается и заканчивается, в ней есть эмоции и переживания. Жизнь тоже очень похожа на песню: почти случайный баланс гармонии существования ощущается каждый миг, каждый вздох может как обрадовать, так и напугать. Так вот, эта песенка еще не спета!
«Красные Звезды»
- Для кого вы пишете песни, выступаете? Кто ваши слушатели?
Е. Б.: Во-первых, я работаю как Портос: потому что по-другому жить не получается. Я много экспериментировал, пытаясь сочетать занятия музыкой с более популярными возможностями. Только лишь подтвердил всем известную истину об одной жопе на двух стульях. Во-вторых, музыкант без слушателя - нонсенс, и, конечно, я работаю на сегодняшнего слушателя. Единственная возможность заниматься любимым делом - делать его так хорошо, как можешь. Как и раньше, в 90-х, наши слушатели - совершенно разные люди. Вряд ли можно выделить одну объединяющую их черту. Наверное, это какие-то просто хорошие люди, которые хотят послушать хорошие песни. А песни у нас действительно замечательные: я всегда стараюсь дать слушателю как можно больше того, что он ожидает от очередной мп3-шки (именно поэтому «КЗ» до сих пор не оказались в мейнстриме).
- Как вы ощущаете свое место на сцене? Чего вы добились за истекшие 20 лет?
Е. Б.: Природа не терпит пустоты. Когда я работаю над песней, я всегда четко понимаю, что надо сделать так, как еще никто не делал, иначе зачем ее делать? Можно сколь угодно долго кряхтеть и ворчать, что «не те времена, раньше вот были группы, не то что нынешнее племя», а можно самому сыграть то, чего тебе так не хватает. До 2012 года мы работали, ориентируясь только на себя; сейчас мы понимаем, что такое положение не устраивает ни нас, ни наших слушателей. Мы почувствовали, что от нас ждут гораздо большего, чем скромное место в русском андеграунде.
«Красные Звезды»
- В каком направлении вы собираетесь развиваться дальше?
Е. Б.: Период экзистенциальных и историко-музыкальных экспериментов двухтысячных мы завершили тремя альбомами, в которых самостоятельно провели все музыкальные упражнения, обусловившие мутацию музыки от Элвиса до Muse. Альбом «Свобода 2012» для нас был проверкой: мы смогли после продолжительного солипсизма вернуться к понятному всем языку современного рока. Наше представление о сегодняшней рок-музыке в России мы отразим в альбоме «13». Забегая вперед, расскажу о нескольких принципиальных особенностях альбома: каждая песня уникальна, прекрасна и удивит любого ее услышавшего; нет ограничений по используемым технологиям и инструментам. Живя в ХХI веке, глупо игнорировать революционные возможности. Используем, по своему разумению, любые музыкальные достижения, «невзирая на лица»; идея каждой песни существует в действительности, в опыте каждого из нас. Я уверен, такие песни слишком давно не появлялись в нашей истории.
В. С.: Я считаю, что мы работаем абсолютно для всех людей на планете Земля. Наш труд, как и труд каждого человека, - это то самое нечто, которое и движет эволюцию. И ограничивать себя какой-то категорией слушателей я не вижу смысла. Мы развиваемся, развивается наша музыка. Она становится все проще и проще для восприятия широкими массами. Мы шагаем снизу вверх, из андерграунда к популярной музыке, сохраняя все достоинства андерграунда. Не исключен момент, когда мы обратимся к слушателям на других языках планеты. Хотя музыка - и так универсальный язык. Но тем не менее...
«Красные Звезды» дадут большой концерт в московском клубе China Town Cafe 23 августа.
Фото с оф. страницы группы в соцсети «ВКонтакте»
Комментарии читателей Оставить комментарий
на экскурсию.