Рустем Булатов (Lumen): «От того, что мы так много кричали, ничего не изменилось»

26 ноября в клубе «ТеатрЪ» LUMEN в третий раз провел фестиваль Rock Smena и отметил лучших, по мнению группы, молодых исполнителей, концертных фотографов и авторов любительских видеороликов. На протяжении нескольких недель для категории «Музыка» начинающие группы со всех уголков СНГ присылали свои акустические кавер-версии песен LUMEN, из которых уфимские музыканты отобрали семь самых лучших, а их исполнителей пригласили в Москву. Акустика была главным требованием к участникам конкурса, ведь и новый альбом LUMEN и их новая концертная программа тоже получились акустическими.
В итоге победителями Rock Smena в этой категории стал коллектив из Украины Image Effect, который существует всего два месяца, но уже имеет небольшой опыт выступления на родине. Молодые музыканты получили в подарок от LUMEN комплект микрофонов для сцены и студии.
Давая свое первое в жизни интервью, Image Effect немного терялись и не решались отвечать на вопросы о политической ситуации в Украине, зато вокалист LUMEN Рустем Булатов откровенно побеседовал перед фестивалем с корреспондентом КМ.РУ Музыка. Разговор получился интересным – о новом альбоме, о музыке, о религии и одиночестве.
KM.RU: Давай, сразу начнем с того события, из-за которого здесь сегодня все собрались – с фестиваля Rock Smena. Доволен ты теми работами, что были присланы на конкурс?
- Доволен, и выбрать финальную семерку исполнителей нам было особенно трудно, потому что достойных групп оказалось значительно больше.
KM.RU: Каков был главный критерий отбора?
- Очень простой – нравится или не нравится. Мы всегда говорили о том, что это наше субъективное мнение. Мы не смотрим на то, кто как играет, у кого какие инструменты, аранжировка. Мы просто руководствуемся своим вкусом. Можете на нас за это обижаться, но мы просто лепим по-своему, как хотим.
KM.RU: Группам, которые участвовали в фестивале в прошлые годы, этот конкурс, на твой взгляд, помог?
- Есть те, кому помог, безусловно. И дело не в том, кому достались призы, просто у групп увеличилась аудитория слушателей, а конкурс ведь и задумывался в первую очередь ради этого.
KM.RU: В чем ты видишь главную проблему молодых групп? Почему большинству из них так и не удается найти своего слушателя?
- В отсутствии хорошего материала. Это единственная проблема, потому что групп, которые хорошо поют и хорошо играют, множество, но как только ты начинаешь углубляться в их репертуар, то ты там не находишь песен, которые трогают. Это даже не вопрос таланта, а вопрос трудолюбия. Можно написать сто песен и только одна из них будет хорошей, но нужно постараться при этом качественно сделать все сто, чтобы безошибочно узнать эту единственную песню и выпустить ее к слушателю. Мы шли именно по такому пути: к моменту записи нашего первого альбома у нас было пятьдесят песен, но выпустили мы только восемнадцать, а остальные похоронили, потому что это была порода, шлак.
KM.RU: Может, проблема еще в том, что всем молодым музыкантам, кроме музыки, приходится тратить время на учебу, работу, и в итоге они просто перегорают?
- Дело не в перегорании, а в том, какой путь ты выбираешь себе по жизни. Если ты хочешь заниматься музыкой, то встаешь на эту дорогу и идешь по ней, а усидеть на двух стульях невозможно.
Lumen
KM.RU: Поговорим тогда о вас и о вашей новой пластинке. «Нет времени для любви» - альбом акустический, и для многих он стало неожиданностью, хотя мне кажется, что вы тяготели к акустике давно. Достаточно, например, вспомнить ваш акустический сет на сольном концерте в «Лужниках». Почему все-таки вам понадобилось так много времени для того, чтобы те первые эксперименты превратились в полноценный акустический альбом?
- Мы в самом деле очень давно хотели сделать нечто подобное, но материал появился только сейчас. Мы не придумывали сначала первую часть альбома, а потом вторую, мы делали это одновременно, и вот какие-то песни сразу получились акустическими, а какие-то нет.
KM.RU: Тяжело было идти вразрез со слушателями? Ведь, наверное, непросто решиться на эксперимент и сделать совсем не то, чего ждет большинство?
- Мы не переживали за это. Мы всегда говорим нашим слушателям, что они смотрят за нами со стороны, не принимают участия в творческом процессе, а мы делаем то, что хотим. Те, кому понравился результат, остались с нами. Кто-то ненадолго вышел из того зала, в котором мы находимся, а кто-то наоборот в него вернулся. Нельзя однозначно сказать, что большей части аудитории альбом не понравился, тем более что мы не впервые выпускаем пластинку, которую от нас не ждут. Для нас это даже какая-то верность традиции, то есть мы остались собой и продолжаем что-то там такое сами себе городить.
KM.RU: Но ты пошел еще и вразрез с самим собой, ведь сам же пел когда-то: «Можно тихо шептать о красоте и любви, и я, наверное, мог бы, но оставлю другим»…
- Это было давно. Мы меняемся… Строчки из песни «Пора орать» были актуальны тогда, а сейчас орать уже поздно. Мы все чего-то кричали-кричали, с 2005 года у нас регулярно выходили надрывные песни о том, что нам не нравится, а слушатели, которые впитывали в себя эти песни, будучи подростками, теперь уже стали взрослыми семейными людьми, но от того, что мы так много кричали, ничего не изменилось. Может быть, люди как-то меняют свои собственные жизни, находя ориентиры в наших песнях, выстраивают свой путь, но продолжать кричать без остановки тяжело. Нам нужен был вздох, чтобы глубже посмотреть на некоторые общечеловеческие проблемы. Не во всем ведь виновато государство, и у каждого из нас много своих проблем. Государство, страна – это то, что зависит от нас, а в нас много добра и любви, но мы все это куда-то прячем. Почему?
KM.RU: Видимо, именно из-за этого разочарования…
- Перебью тебя, но это не разочарование… Я не жалею ни об одной песне, которую мы написали, и ни одну из них я не перестану любить. Мы делали то, что мы должны были делать, и говорили о том, что считали важным на тот момент. Мы обязательно вернемся к социальным и политическим проблемам, потому что я постоянно о них думаю… Недавно я вот, например, смотрел умопомрачительную беседу Познера с Биньямином Нетаньяху, и он рассказал о том, как ему, одному из руководителей Израиля, видится вся сложившаяся ситуация на Востоке, проблемы Ирана и Палестины. Меня, например, все это очень сильно волнует, потому что мир стал очень маленьким, и в нем теперь все влияет на все.
KM.RU: Я заговорила о разочаровании, потому что ты намекал на то, что новый альбом будет оптимистическим, но в нем все-таки чувствуется некая обреченность, особенно в этой брошенной небом фразе «Разбирайся сам», после которой человек так и остается один под гнетом мучающих его вопросов… Как-то все-таки неоптимистично…
- В нашем альбоме есть знаки, куда нужно идти, и что-то там все время подсказывает: «Попробуйте сходить туда, поискать там», но при этом нам важно, чтобы каждый сам понимал, куда он идет. Мы никого никуда не можем привести за руку: это будет и неправильно, и нечестно, и бесполезно, и именно поэтому: «Разбирайся сам». Мы хвалим честный путь к своей мечте, но каждый, кто на него встает, идет по нему в одиночку.
KM.RU: Но ты во всем разобрался? Тебе к небу обращаться уже не нужно?
- Конечно, нужно! Я без него ни секунды не проживу, потому что только там, наверху, есть вещи, неразрушимые ничем. По крайней мере, я это так чувствую. Это ни физика, ни химия и ни законы гравитации, а общечеловеческие принципы и порядки. Кто-то называет это религиозным чувством, кто-то - морально-этическим. Мне же неважно, как это называется. У меня просто все правильное и нерушимое ассоциируется с небесами, потому что я воспитывался на земле, и мне говорили, что все те, кто отвечают за порядок, живут в небе.
KM.RU: У вас ведь в самом деле в творчестве появляется все больше религиозных мотивов. Раньше это было просто небо, теперь появились ангелы, но слова «Бог» ты как будто избегаешь. Преднамеренно?
- Меня не пугает слово «Бог», и в некоторых моих стихах встречается, например, слово «Всевышний», но мне все время хочется расширить границы для того, чтобы это было обращение для всех, одинаково понятное и мусульманину, и иудею, и христианину, и свидетелю Иеговы
KM.RU: Свидетелю Иеговы?!
- У меня нет никаких предрассудков по отношению к ним, потому что я неоднократно с ними общался и мы понимали друг друга. Один мой хороший товарищ – свидетель Иеговы. Он вполне себе адекватный и хороший человек, более того, он очень добрый человек.
KM.RU: На всех ваших альбомах были песни, в которых так или иначе звучал тот самый вопрос «Сколько?». В альбоме «Нет времени для любви» я его впервые не услышала. В этом, видимо, и заключается оптимизм?
- Вопрос «Сколько?» все равно возникает в жизни, потому что все равно по-прежнему бывает больно. Ничего с нами такого экстранеобычного ведь не произошло, мы остались собой и с нами остались наши печали, поэтому и на новом альбоме этот вопрос по-прежнему звучит, просто не задан прямо и фонит где-то на периферии сознания…
KM.RU: Немного сменим тему. Песня «Молчание» - это продолжение песни «Волк»? Это тот самый волк, который убежал в лес и теперь, навоевавшись и настрадавшись, пытается вернуться домой?
- Не скажу. «Молчание» - это та песня, которую я не хочу и не буду комментировать. Она получилась даже для меня самого настолько многослойной и неоднозначной. Я, сначала перечитывая стихи, а потом переслушивая песню, понял, что если начну как-то комментировать ее, то сделаю слишком плоской. Пусть эта песня остается ребусом, и каждый ее разгадывает, если ему это интересно.
KM.RU: А я-то думала, что мы наконец-то узнали, что же стало с тем волком, вернее, с человеком, который почувствовал себя волком и погнался в лес вслед за своей душой…
- Я ведь этого прямо не отрицаю, просто тот это волк или нет, «разбирайся сам».
KM.RU: Главный лейтмотив вашего нового альбома – бег времени. На что же тебе так катастрофически его не хватает? Просто, когда смотришь на тебя, наоборот, кажется, что ты успеваешь слишком много.
- Мне не хватает времени на то, чтобы выдохнуть. Мне не хватает времени для безделья и одиночества. Раньше у меня такого времени было очень много, и это состояние меня тяготило: мне было тоскливо, одиноко, и это было ужасно. Я мог не выходить несколько дней из дома, ни с кем не общаться, не отвечать на звонки, но при этом такое состояние помогало мне собрать себя в кучку… Мне иногда хочется снова выключить телефон, и уехать куда-нибудь, чтобы никого не видеть и не слышать, но у меня нет такой возможности.
KM.RU: То есть ты считаешь уединение хорошим времяпровождением?
- Нет, мне не нравится быть одному, и мне не хочется быть одному, но это отличный способ лично для меня сконцентрироваться на чем-то важном. Вокруг меня, вокруг моей жизни всегда много событий и фонового шума. Он меня не то, чтобы раздражает, но отвлекает от мыслей. Мне не хватает времени просто сесть и просто о чем-то подумать в тишине.
KM.RU: Ну и последний вопрос: в песне «Радуга» ты делишь людей на зрячих и слепых, а себя к кому все-таки причисляешь?
- Я однозначно слепой, потому что разговоров о том, как правильно, всегда очень много, и мы постоянно в них встреваем, но мне в этих спорах важен не сам процесс, а истина. Когда я понимаю, что вот это – правда и дальше копать некуда, спор меня перестает интересовать.
KM.RU: То есть ты уверен, что в спорах рождается истина?
- Не всегда и не у всех. Некоторые спорят ради спора, ради того, чтобы убедить в своей правоте, и нередко это приводит к тому, что человек понимает, что не прав, но ему так важно победить в этом споре, что он будет передергивать и жульничать, зная при этом, что он лжец. Разве это поиск истины? Нет, и такие споры я считаю бессмысленными.
Комментарии читателей Оставить комментарий