Спектакль Гарика Сукачева «Сашашишин»: давай убьем любовь

Несколько лет сукачевские московские дворы, когда-то бывшие оплотом дружбы и взаимовыручки, перенесли на сцену КЦ «Вдохновение» глухонемые актеры театра «Недослов» в мюзикле «Песни с московских окраин» Действие нового спектакля самого Гарика Сукачёва «Сашашишин» по роману Александры Николаенко «Убить Бобрыкина» происходит в схожем антураже.
Зрителей «доставляют» даже по конкретному адресу: ул. Свободы, 67 (действие романа происходит совсем недалеко — по улице Свободы, 23). По словам Гарика Сукачёва, здесь жила его будущая жена Ольга, и он таким образом передал ей привет. Это понятно и предсказуемо. В остальном выбор материала оказался довольно неожиданным. После громкого и одиозного спектакля «Анархия» про одну вымышленную британскую панк-группу Гарик Сукачёв взялся за камерную, но невероятно сложную для театральной адаптации историю мальчика-аутиста Саши Шишина, влюбленного в соседку Таню (Дарья Белоусова).
Спектакль базируется на романе Александры Николаенко «Убить Бобрыкина». Это подчеркнуто нелинейное произведение, написанное к тому же ритмической прозой. Критики сравнивают книгу с "Москвой-Петушки" Венедикта Ерофеева, но она гораздо ближе к «Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева в плане воспроизведения болезненного мира измученного навязчивой заботой взрослых ребенка. Или к «Крещеному китайцу» Андрея Белого, где тоже фразы ритмизованы и показано давление на малыша нездоровой обстановки в семье.
Правда, у Александры Николаенко герой, в отличие от спектакля, не аутист, а затравленный властной матерью вечный мальчик, нашедший свою лазейку из скорлупы времени. События в романе движутся одновременно в трех потоках: расколотой надвое реальности Шишина, застрявшего где-то между школьником-увальнем и великовозрастным инфантилом; письма ему от Тани и причудливые сны, соединяющие обе эти плоскости.
В спектакле эта троичность тоже соблюдена, но состоит она немного из других элементов. В глубине сцены угрюмый взрослый Шишин, который пытается через шапку-невидимку проникнуть с Таней в волшебную страну Австралию. На авансцене разворачивается детство героев, которых играют куклы Театра Образцова. Наконец, в центре сцены высится кровать, на которой постаревший Шишин (Василий Мищенко) галлюцинирует инфернальным призраком матери и ищет спасения у такой же бесплотной Тани.
Кровать Саши — это символ почище дивана Ильи Ильича Обломова из романа Ивана Гончарова. Ни много, ни мало, она — настоящий бастион, посредством которого заглавный герой обороняет все то, что связывает его с детством. В ход тут идет и «Волшебник Изумрудного города», и балет «Жизель», и даже капитан 3-го ранга Маринеско, которого Шишин считает своим отцом. В качестве последнего патрона может быть использованы веревка и земляничное мыла — если взрослые окончательно припрут к стене, не оставив шансов на возвращение в город детства, где все хозяйственные магазины были через дорогу.
В спектакле звучат увлекательные — достроенные постановщиками диалоги, на которые роман был крайне скуп. Изъятие Гариком Сукачевым и его командой антиклерикальных подробностей и мутных эпистолярных фантазий Тани только пошло спектаклю на пользу. Добавленные сцены с эпизодом дарения золотых часиков Бобрыкиным Тане и походом этой парочки на «Ассу» подчеркивают, как планомерно убивалась детская любовь Саши, словно нанизанная на иглу меркантильных интересов бабочка. В общем, как поет в спектакле Петр Налич:
Поступили жестоко,
Обломали крылья
И оставили плакать…
Несмотря на столь плачевный исход, спектакль оставляет безграничный простор для волшебства. Магия для зрителей может быть буквальной: например, непонятно, как мать Шишина ложится в кровать лицом вверх с воткнутым в спину ножом или как лужа под ногами у детворы, моментально твердеет. Если считать все упомянутые в спектакле водоемы (от моря до лужи) коллективным бессознательным, то Гарик Сукачев путем их превращения в спасительное вещество Лед-9 перемещается так же лихо, как Таня по гладкому новогоднему катку.
Ближайшие показы спектакля «Сашашишин» состоятся в театре «Современник» 20-22 марта
Комментарии читателей Оставить комментарий