Александр Домогаров «Вертинский»

Альбом Александра Домогарова «Вертинский» содержит песни в его исполнении, которые вошли в одноименный спектакль Нины Чусовой. Но назвать диск саундтреком к постановке было бы неправильно. Это два самостоятельные произведения, имеющие разные цели.
В спектакле хронологически показан жизненный путь Александра Вертинского, а исполняемые песни либо иллюстрируют отражаемые события, либо отражают те факты биографии, о которых прямо не говорится со сцены. А в альбоме острее чувствуется остро переживавшаяся актером эмиграция, которую он сам считал большой ошибкой. Недаром альбом начинается с песни «Над розовым морем» на стихи такого же неприкаянного, как Александр Вертинский, эмигранта Георгия Иванова - о невозвратности былого счастья. В голосе Александра Домогарова сквозит горечь потери и напряжённое ожидание избавления от бед. В аранжировке Евгения Борца использован интересный прием, когда после упоминания в тексте о музыке, которая кажется той же, как и прежде, начинается взвинченная какофония, несущая с собой крах этих ожиданий.
«Палестинское танго» звучит то как танго, то как марш бесприютного скитальца, а интонациях Александра Домогарова чувствуется нетерпение - мол, когда же настанет хоть какая-то определенность. «Темнеет дорога» (на стихи Анны Ахматовой), «Мадам, уже падают листья» и «Без женщин» свидетельствуют о невозможности обрести родственную душу на чужбине. «Жёлтый ангел» - поразительно пропущенная Александром Домогаровым через себя трагедия одинокого творца в изгнании вынужденного «мильон менять по рублю» в на сценах кабаков перед жующей и пьющей публикой. Музыкальная ткань этого произведения балансирует между богемным танго и плачем ангела по заблудшей душе.
«Прощальный ужин» - композиционно важный водораздел между песнями о загранице и о возвращении на Родину. Во вторую часть правда, вклинивается элегия «Чужие города» на стихи Раисы Блох, но это горестный голос тех, кто предпочел остаться по ту сторону границы. А здесь ключевой является «И, что самое главное, это То, что Родина будет у них!» Песня «Доченьки» была для автора сокровенной по понятным причинам, но и для Александра Домогарова она имеет особое значение, потому что с нее начиналось, по большому счету, его знакомство с творчеством Вертинского на квартире Олега Меньшикова в 80-е. Так что актер исполняет ее так, что мурашки по коже.
Финал альбома поднимает глобальную тему — трагедию большого художника, который почти всегда терзаем глобальными внутренними противоречиями. «Песенка о моей жене», при всем ее сходстве с будто вынутыми из семейного альбома «Доченьками», звучит трагически, ведь написана она от лица человека, у которого все позади. Еще острее звучит «Последнее письмо», написанное на основе дописанного прощального стихотворения Сергея Есенина. В эпоху дефицита знающих толу в актерском пении артистов Александр Домогаров с помощью Александра Вертинского помогает нам постичь невиданные глубины.
Комментарии читателей Оставить комментарий