Булат Окуджава «100» (3 CD)

Поэт и фольклорист Нина Бялосинская-Евкина вспоминала, что когда в 1959 году она впервые услышала «Песню о голубом шарике», она сгоряча воскликнула: «Песня-то народная!» На что кто-то невозмутимо ей ответил: «А Булат Окуджава и народные пишет» И действительно, слушая «Песню о Ваньке Морозове», «Ваша благородие, госпожа Удача», «Бери шинель, пошли домой», «Примета» и многие другие, трудно удержаться от соблазна отнести их к фольклору — даже если доподлинно знаешь историю их создания и бытования.
Наверное, это высшая похвала для автора. Хотя образ щуплого и невзрачного исполнителя со срывающимся негромким голосом меньше всего ассоциировался с фанфарами и почестями. Но история все расставила на свои места: без Булата Окуджавы не было бы Владимира Высоцкого, который и сам признавал сильнейшее влияние барда на свое творчество (и, например, поразительно похожа мелодия «На братских могилах» Высоцкого на «Вот так и ведется на нашем веку» Окуджавы). Постоянно обнаруживается окуджавовский след даже у Егора Летова, который, казалось бы, терпеть не мог интеллигентскую бардовскую песню (кавер «Шла война к тому Берлину», цитаты из «Старой солдатской песни» в «Как листовка, так и я» и мн. др.)
По современным меркам, музыкальное наследие Булата Окуджавы не так уж велико — порядка двухсот песен. В последние годы Moroz Records регулярно знакомит слушателей примерно с половиной этого материала. В 2019-м лейбл к 95-летию певца выпускал 95 песен на трех CD. В 2014 году так же обыграна круглая цифра — 100. Трехдисковый диджипак оформлен очень тепло — графика с арбатскими мотивами отсылает к иллюстрациям добротно изданных книг советской поры.
В предисловии к триптиху отмечено, что песни располагались на всех CD скорее не по хронологии, а по настроению. Но некий алгоритм в их распределении все же есть. Первый диск включает в себя львиную долю арбатских песен. Московские улочки описаны Окуджавой как ближайшие родственники, и в эту атмофсцеру всеобщего братства вовлекаются даже случайные встречные («шофер автобуса - мой лучший друг») и абтрактные понятия («надежды маленький оркестрик»). Арбат остается с певцом и в радости, и в горе — например, в поминальной «О Володе Высоцком»).
Второй диск — это преимущественно песни о любви. К представительницам прекрасного пола Булат Окуджава обращается не иначе, как «Ваше Величество Женщина». А внезапная доверительность в «К чему нам быть на ты, к чему», пападоксальным образом разрушает эту сокровенную связь…
На третьем CD сосредоточены песни о Великой Отечественной Войне, которую Булат Окуджава прошел сам, да и все это вообще крайне символично, так как родился он 9 мая. Настроения тут царят самые разнообразные — от решительного «мы за ценой не постоим» в «Здесь птицы не поют» из фильма «Белорусский вокзал» (где поет ее Нина Ургант, а в этом издании — сам автор) до граничащего с малодушием раздрая в «Дерзости». Дискуссионной в современных реалиях видится строчка «ах, война, что ты сделала, подлая» в «До свидания, мальчики», но Окуджава пел о том, что видел своими глазами, поэтому имел право на такие высказывания.
В сборнике песни звучат преимущественно в сольном исключении под гитару. Но есть и исключения. В «Заезжем музыканте», «А годы уходят» и «Музыканте» к акустической гитаре добавляются клавишные, а «Капли датского короля» Булат Окуджава исполняет вместе с юным актером Александром Кавелеровым, сыгравшим в фильме «Женя, Женечка и «катюша»», где и звучит эта песня. И не забываем, что в некоторых случаях у Булата Окуджавы были соавторы, вроде Исаака Шварца, что неукоснительно указано в выходных данных настоящего издания!
Комментарии читателей Оставить комментарий