Эксперты назвали главные проблемы рынка недвижимости

Аналитики компании «Метриум Групп» составили рейтинг самых актуальных проблем рынка недвижимости Московского региона в прошедшем 2013 году. Как отметила Мария Литинецкая, генеральный директор компании, были собраны все самые обсуждаемые среди игроков рынка недвижимости проблемы и составлен их популярности, исходя из частоты обсуждения в профессиональном сообществе.
Проблема №1 - отсутствие площадок
Эту проблему вполне можно назвать вечной – она существует столько же, сколько и весь российский рынок недвижимости. «Дефицит строительных площадок был всегда, - комментирует Мария Литинецкая. – Сначала их не хватало в пределах Садового кольца. Затем проблема распространялась все дальше и достигла МКАД. В Москве действительно очень сложно найти свободную площадку под застройку. Огромное количество земель принадлежит различным ведомствам и министерствам, другие относятся к природо- или водоохранным зонам, третьи зарезервированы под строительство дорог».
Много лет подряд проблема решалась за счет сноса пятиэтажек и строительства на их месте новых микрорайонов. На текущий момент эта участь постигла уже более 80% домов сносимых серий. По планам столичных властей, программа сноса пятиэтажек будет завершена к 2015 году. Соответственно, этот ресурс вскоре будет полностью исчерпан.
Наиболее перспективным на сегодняшний день способом решения проблемы дефицита жилья является реновация территорий бывших промышленных зон. По разным оценкам, доля этих земель составляет от 16% до 20% от всей площади Москвы в пределах МКАД.
Однако с застройкой промышленных территорий тоже все не так просто. Основное опасение вызывает загрязнение почвы различными вредными соединениями, которое неизбежно имело место во время функционирования промышленных предприятий. По мнению ряда экспертов, рекультивация земли может «развалить» экономику любого проекта.
Проблема №2 – получение исходно-разрешительной документации
К сожалению, до сих пор приходится работать в ситуации, когда девелоперы получают разрешительную документацию по 3 года. Причем это касается даже тех застройщиков, которые уже имеют успешный опыт реализации проектов. Не случайно 15-ым пунктом в послании Президента РФ Федеральному собранию, озвученном им в конце декабря 2013 года, значится поручение - «утвердить исчерпывающий перечень разрешительных документов на строительство, предельно сократив сроки прохождения необходимых процедур».
Одним из известных «камней преткновения» на пути этого лабиринта является высокий уровень коррупции. Борьба с этим явлением регулярно декларируется чиновниками всех рангов как одна из основных задач, стоящих перед Россией. Но доля коррупционной составляющей в строительной сфере по-прежнему довольно велика. Оценки ее размера разнятся среди девелоперов. Кто-то говорит, что она может достигать 30% от стоимости строительства. Другие представители девелоперского сообщества называют не такие страшные цифры. И лишь единицы заявляют, что этой проблемы не существует.
«Проблема коррупции комплексная и решить ее в одночасье тоже вряд ли удастся, - говорит Мария Литинецкая. – Одним из выходов из сложившейся ситуации я вижу скорейшее принятие законопроекта, который упросит процедуру получения исходно-разрешительной документации. Этот документ уже подготовлен Министерством регионального развития РФ и может быть принят в 2014 году. Полностью избавиться от коррупции эта мера, конечно же, не позволит. Но хотя бы ограничит чиновникам возможность предъявлять девелоперам необоснованные и невыполнимые требования».
Проблема №3 - транспортные трудности
Эта проблема, опять же, не нова. Однако с каждым годом она нарастает как снежный ком, транспортная ситуация ухудшается и начинает оказывать все большее влияние на рынок недвижимости. «Сегодня многие покупатели, помимо качественных характеристик и уровня цен, все больше внимания обращают на вопрос транспортной доступности объекта, а именно - сколько времени они будут тратить на ежедневные поездки на работу», - констатирует Мария Литинецкая.
Как ни печально это признавать, решить эту проблему практически невозможно. Темпы строительства новых дорог не успевают за постоянно увеличивающимся количеством личного автотранспорта. Столичные власти изо всех сил пытаются пересадить москвичей и гостей столицы на общественный транспорт, но пока безуспешно. Не помогают ни выделенные полосы для автобусов и троллейбусов, ни платные парковки в центре Москвы, ни перехватывающие паркинги у станций метро.
«Нужно понимать, что этот поезд уже давно ушел, - продолжает Мария Литинецкая. - Мы уже настолько отстали в вопросах обеспечения транспортной доступности от нужд города, что уйдут десятилетия, прежде чем мы увидим хоть какие-то положительные сдвиги. Прежде всего должна поменяться схема организации города. Вся политика Москомархитектуры и правительства Москвы должна быть направлена на главный принцип градостроительного планирования - жить и работать в одном месте. Это означает прежде всего децентрализацию, развитие спальных районов, создание деловой инфраструктуры в районах массовой жилой застройки. В теории это могло бы снизить негативный эффект от маятниковой миграции. Но остается нерешенным вопрос: как стимулировать жителей Московского региона покупать жилье рядом с работой или трудоустраиваться на новое место при смене места жительства? Очевидно, что за 1-2 года город не перестроишь по этому принципу. Это должна быть долгосрочная программа, рассчитанная на десятилетия».
Проблема №4 - дорогая ипотека
Среди обывателей распространено мнение, что недоступным жилье делает исключительно высокая стоимость квадратного метра. На самом деле все несколько сложнее. При оценке доступности жилья не последнюю роль играет стоимость обслуживания ипотечных кредитов. На сегодняшний день средняя ставка по ипотеке в России балансирует на уровне 12-13% годовых. Причем этот показатель в последние годы показывает разную динамику и в целом пока кардинально не снижается. Высокие проценты по ипотеке являются одним из самых главных факторов, ограничивающих спрос на недвижимость.
В середине 2013 года президент России Владимир Путин возложил решение этой проблемы на правительство страны, подписав указ, согласно которому ставка по ипотеке должна рассчитываться по формуле «уровень инфляции + 2,2 процентных пункта». Обеспечить такой показатель министры должны к 2018 году.
Проблема №5 - дефицит кадров
Об этой проблеме редко пишут в СМИ, однако между собой игроки рынка недвижимости обсуждают ее довольно часто. «Сегодня профессия "строитель" не относится к категории престижных, на вакансии слесарей и электромонтеров не выстраиваются очереди, - говорит Мария Литинецкая. – И если разнорабочих еще можно "привезти" из бывших союзных республик, то нехватку квалифицированных кадров инженерно-технических специальностей компенсировать не так просто. Хотя по большому счету дефицит профессиональных кадров в девелоперском бизнесе ощущается на всех уровнях, вплоть до руководящих менеджеров».
Вернуть престиж профессии могли бы сами девелоперы и застройщики, предложив потенциальным работникам конкурентную заработную плату, оформление по ТК, расширенный соцпакет, комфортные условия труда и другие «бонусы», принятые в различных сферах занятости. «Кроме того, необходимо возрождать специальное инженерно-техническое образование и привлекать молодежь, - резюмирует Литинецкая. – Однако здесь девелоперам не обойтись без поддержки государства».
Комментарии читателей Оставить комментарий
Ищу работу инженер-электрик,электромонтер,( большой опыт,без вредных привычек)з.п. от 45 000рублей.
Верно, вышиби клин клином, клин и останется! Имхо ржать над этим не конструктивно. Выход есть,он там же где вход. Но конечно выхода нет для тех, кто "от обезьяны произошёл".
куда ни кинь - всюду клин ::)))))))))))) бу-га-га
У нас власти провозгласили типа рыночную экономику, как тогда простым указом снизить цену? По вашей логике тогда "всё проще простого"- надо сменить власть на правильную. Интересно, это поможет?
Главная проблема ,цены.У кого денег много,накупили по 10 квартир и сдают,а у кого денег нет тот не сможет купить за такие деньги,все проще простого,снизить цену в половину,и все будет как надо,прибыли будут чуть поменьше,работы побольше,но прогресс будет на лицо,читайте Маркса.