Хит зимнего сезона - родина Деда Мороза

С 10 по 14 ноября во Всероссийском выставочном центре в Москве прошла выставка "Регионы России-99". Из 57 регионов, участвовавших в выставке, туризм был представлен только на стендах Красноярского края и Вологодской области, которая организовала презентацию совместного проекта Москвы и Вологодской области "Великий Устюг - родина Деда Мороза". Ему же была посвящена и пресс-конференция, прошедшая 10 ноября в Центральном Доме журналиста.
Идея создания новой традиции празднования Нового года в России родилась в январе 1998 года на Кремлевской елке, где встретились мэр Москвы Юрий Лужков и губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев. Они сошлись во мнении, что нашим детям (да и взрослым) нужно вернуть сказку, и сочли несправедливым, что из магазинов исчезли "дедморозовские" сувениры, а российские дети ездят в Лапландию в гости к Санта-Клаусу, в то время как в России испокон веков существует Дед Мороз.
С легкой руки Юрия Михайловича Дед Мороз обрел Родину в Великом Устюге: московский градоначальник съездил туда на празднование 850-летия города и был очарован его нетронутой временем красотой. В октябре прошлого года были созданы проект "Великий Устюг - родина Деда Мороза" и для его реализации АО "Дед Мороз", акционерами которого стали московское Правительство, правительство и администрация Вологодской области и администрация Великогоустюгского района.
Проект начал работать уже в прошлом году. Деда Мороза официально проводили в Великом Устюге и встретили 27 декабря в Москве на Манежной площади, он принимал участие в новогодних елках в мэрии. В прошлом году около 500 детей из Москвы побывали на родине Деда Мороза. Приехали они в Великий Устюг в специально организованных поездах.
Однако туризм - лишь часть проекта, его концепция гораздо шире. По словам председателя Комитета общественных и межрегиональных связей правительства Москвы Людмилы Швецовой, празднование Нового года - "прекрасная возможность приобщить детей к истокам русской духовности, укрепить семейные традиции и, по большому счету, украсить жизнь". А, по мнению Вячеслава Позгалева, в образе Деда Мороза воплощена русская национальная идея, "поиском" которой заняты политики, философы и социологи.
"Дедморозовский" проект - круглогодичный. Он включает подготовку к встрече Деда Мороза (он выходит из леса в конце декабря), его "гостеванию" и проводам в марте, в день весеннего равноденствия. Но и с окончанием зимы Дед Мороз не исчезает. Он получает письма от детей и отвечает на них, готовит подарки к следующему Новому году, весной и летом можно встретиться с братьями Деда Мороза - двенадцатью месяцами и другими сказочными персонажами.
Для реализации этого грандиозного проекта было решено построить в Великом Устюге "вотчину Деда Мороза" - парк с гостиницами, ресторанами, спортивными сооружениями, всевозможными аттракционами и развлечениями и, конечно, традиционными новогодними и зимними забавами. В вотчине будет Музей Деда Мороза, мастерские Деда Мороза, где каждый сможет сделать новогодний подарок, с прошлого года работает почта Деда Мороза (в пошлом году он получил около 15 тыс. писем и почти на все ответил).
Строительство вотчины только что начато, генеральный план еще готовится московскими специалистами (пока ориентировочная стоимость проекта оценивается в $50 млн ). Но уже 10 декабря будет "сдан" Дом Деда мороза, в котором он будет встречать гостей. В доме будут гостиница, ресторан, Музей Деда Мороза. По словам Вячеслава Позгалева, средства на его строительство были собраны с миру по нитке. 2 млн рублей дала Москва, помогли "доброжелатели". Кстати, по поводу строительства Дома Деда Мороза между Москвой и Вологдой возник спор. Московский мэр счел проект "терема" из вологодского леса недостаточно красивым и предложил построить хрустальный дворец. В конце концов, сошлись на том, что Москва построит свой хрустальный дворец, а Вологда свой, лубяной. По мнению вологодской стороны, нет никаких сомнений в том, что проект будет реализован в самое ближайшее время, поскольку всем известно, насколько энергичен московский мэр.
Заинтересовались проектом и богатые ведомства - энергетики, нефтяники, газовики. Так, ЛУКОЙЛ начал строительство в Великом Устюге крытого бассейна и планирует построить гостиницу на 200 мест. По словам представителей вологодской администрации, презентация проекта на выставке "Регионы России-99" организована как раз для того, чтобы заинтересовать регионы и привлечь инвесторов.
Созданная на базе проекта программа "В гости к Деду Морозу" активно продвигается на туристическом рынке. Управление туризма администрации Вологды предлагает ее на всех туристических выставках. В ближайшее время планируется создание региональных представительств.
Что касается приемных возможностей Великого Устюга, то, по словам генерального директора АО "Дед Мороз" Владимира Кирюхина, сейчас в городе можно одновременно разместить около 300 человек. За 9 месяцев нынешнего года в городе приняли 6,5 тыс. человек, а в декабре-феврале ожидают около 12 тыс. гостей. Это и однодневные экскурсии, организованные специально для участия в зимних праздниках, и многодневные, в программу которых входит посещение родины Деда Мороза.
В нынешнем году, как и в прошлом, Дед Мороз из Великого Устюга отправится в Москву. Но на этот раз по дороге он заедет в Щелыково в Костромской области и заберет с собой Снегурочку. К этому году костромская туристская администрация разработала программу "В гости к Снегурочке". По мнению представителей администрации Костромы только их область имеет все права называться родиной Снегурочки, поскольку именно здесь, в Щелыково, драматург Александр Островский написал одноименную пьесу, а на территории усадьбы сохранился Голубой ключик и Ярилина поляна. В Щелыково есть и все условия для приема туристов - дом отдыха Союза театральных деятелей, в котором его непосредственные "хозяева" проживают лишь пару месяцев в году, а в остальное время пустует. Кстати, для реализации этого межрегионального проекта срочно была "прорублена" короткая дорога из Костромы в Великий Устюг.
Получается, что между российскими городами начинается конкурентная борьба за право называться "Родиной популярных персонажей". Город Тихвин, расположенный в Ленинградской области, уже объявил себя родиной Снегурочки. Теперь городам придется либо выяснять, кто имеет больше оснований претендовать на это звание, либо договориться о том, что у Снегурочки могло быть несколько родин.
Комментарии читателей Оставить комментарий