Олег Железко – международный инвестор
Железко Олег Викторович
Олег Железко три десятилетия работает на глобальном финансовом рынке. Высокая квалификация и огромный опыт работы в области PE позволили эксперту создать международный инвестфонд, девиз которого гласит: «Мы находим сегодня технологических лидеров завтрашнего дня».
Железко Олег Викторович: технический специалист
Олег Железко родился в 1969 году в Актюбинске.
В крупном промышленном городе западного Казахстана он окончил школу, затем переехал учиться в Москву. Высшее образование получил в столичном химико-технологическом институте (с 1992 года – РХТУ им. Д.И. Менделеева) по специальности «Кибернетика химических технологий». В то же время воспользовался возможностью поехать в Америку. По программе студенческого обмена Железко Олег изучал в пенсильванском Dickinson College, в котором получал образование 15-й президент США, компьютерные технологии. Попутно будущий финансист совершенствовал свой уровень владения английским языком.
Дополнительно в разные периоды жизни Олег Железко проходил множество образовательных курсов в области финансов (включая MBA), экономического анализа, менеджмента.
Олег Железко – карьерные шаги
Железко Олег Викторович, получив высшее образование, в начале девяностых переехал в столицу Великобритании. Там он устроился на работу в дочернее предприятие аудитора мирового уровня Arthur Andersen – Andersen Consulting. Компания оказывала своим клиентам помощь по внедрению бухгалтерского учета. Технический бэкграунд помог консультанту из России решать сложные стратегические задачи.
В 1995-м финансист принял решение перейти в McKinsey & Company, занимающую в мире лидирующие позиции в области управленческого консалтинга. Здесь специалист сконцентрировался на стратегическом планировании для бизнесов, работающих в Чешской Республике и РФ.
Спустя три года Железко Олег Викторович устроился в инвестбанк CSFB, являвшийся в восьмидесятые лидером в сфере сделок Mergers and Acquisitions. В находящейся под контролем швейцарского кредитно-финансового института американской структуре финансист как топ-менеджер отвечал за операционную составляющую ряда крупных компаний и организовывал сделки слияний и поглощений. В период работы Железко Олега в Credit Suisse First Boston инвесторы направили порядка $1 млрд в развивающиеся экономики региона EMEA.
Получив колоссальный опыт в CSFB, финансист захотел сформировать свой фонд и заниматься инвестициями в Центральной и Восточной Европе. Для этого Олег Железко собрал эффективную международную команду профессионалов, однако средств для запуска проекта не было. Поэтому инвестменеджер в 2004 году принял деловое предложение от новозеландского бизнесмена Стивена Дженнингса, сооснователя и на тот момент главы российской компании Renaissance Capital. Железко Олег Викторович стал руководителем управления сложных финпродуктов первой отечественной инвестиционной группы, разместившейся на LSE. В «Ренессансе» он фактически занимал пост управляющего директора и показал, по признанию коллег, хорошие результаты. Активы состоятельных клиентов «Ренессанса» в фондах, которыми занимался Олег Железко, выросли с $500 млн до $1,5 млрд.
Олег Железко: Фонд Да Винчи Капитал – первопроходец на рынке для институциональных инвесторов LSE
Олег Железко в 2007-м создал независимую инвесткомпанию в сфере PE Da Vinci Capital. По задумке финансиста, она должна была стать «инновационным продуктом», чтобы привлечь интерес опытных инвесторов. Предполагалось, что при этом классическая схема фонда прямых инвестиций будет несколько изменена.
Если обычно в рамках PEF инвестор вкладывает средства и не может их забрать в любое время до закрытия фонда, то первый фонд Да Винчи Капитал Олега Железко, сфокусированный на вложениях в бизнесы из стран СНГ, давал клиентам такую возможность. Для чего был выведен на IPO в Лондоне. Зарегистрированный командой Железко Олега в 2007-м на «острове свободы» Гернси Da Vinci CIS Private Sector Growth Fund стал первым в мире фондом, который разместил свои ценные бумаги на новой площадке LSE — Specialist Fund Market. Именно через нее инвесторы в любой момент могли «зайти» в проект или вывести свои средства.
Кроме того, выход из Da Vinci CIS Private Sector Growth Fund возможен для владельцев капитала не только через IPO, но и посредством продажи крупных долей стратегическому инвестору или через выкуп ценных бумаг менеджментом.
Помимо этого, подвергся изменениям и срок жизни фонда. Если в классической модели PEF функционирует порядка 10 лет, то фонд компании под управлением Олега Железко был запущен на четыре года с возможностью пролонгации еще на два года.
На сегодня в состав группы Da Vinci Capital входят Fund I, Fund II, Fund III и ряд вспомогательных структур, используемых для клубных сделок, в которые активно привлекаются в качестве партнеров западные инвестфонды. Горизонт инвестирования: 2-5 лет. В фокусе внимания – быстрорастущие, но зрелые бизнесы — выходцы из региона Центральной и Восточной Европы.
Под руководством Железко Олега Da Vinci Capital на 2022 год управляла более $500 млн капиталовложений, которые были привлечены, кроме всего прочего, от международных институционалов.
Железко Олег. Da Vinci Capital – ключевые проекты
Железко Олег Викторович не только признанный эксперт в области PE & VC, но и важная фигура на российском финансовом рынке. Именно с приходом его компании в акционеры биржевого холдинга РТС состоялось объединение этой торговой площадки с ММВБ. «Слияние бирж в России – это знаковое событие, которое поможет рынку продвинуться на несколько шагов вперед», – был уверен в 2011 году Олег Железко. И оказался прав. Сделка между крупнейшими отечественными торговыми площадками имела положительный эффект на уровень ликвидности на российском рынке акций. Улучшение ликвидности прослеживается по изменению торговых издержек, которые сократились для большинства групп с сопоставимой рыночной капитализацией. Кроме того, объединение бирж позволило создать необходимую для рынка интегрированную инфраструктуру, единую торговую и продуктовую платформы, единую систему расчетов и канал доступа для многих клиентов. Также в 2013-м Мосбиржа провела первичное публичное размещение своих бумаг на собственной площадке (тикер: MOEX).
Олег Викторович Железко
С момента основания Da Vinci Capital Железко Олег добился ряда других успешных выходов на биржу, в пример можно привести IPO американской IT-компании EPAM Systems. Зимой 2008-го инвесткомпания финансиста вложила в технологического «единорога» $18,6 млн и начала активную работу по подготовке к первичному предложению его ценных бумаг на торговой площадке в США. В 2012-м компания, название которой расшифровывается как «эффективное программирование для Америки», стала публичной на NYSE. С момента первичного размещения бумаг на бирже один из ключевых игроков в разработке IT-продуктов и услуг digital-трансформации масштабировался более чем в десять раз, предлагая бизнесам решения в области цифровой трансформации и модернизации технологий. EPAM продолжает глобальную экспансию.
Другая IT-компания, которая привлекла внимание инвестменеджеров, – Softline. В 2016-м вложения в дистрибьютора средств информационной безопасности, специализирующегося на digital-трансформации, достигли $40 млн. Олег Железко после вхождения в совет директоров компании вплотную занялся вопросами реализации глобальной стратегии M&A-бизнеса и проведением IPO Softline на LSE. В конце 2021-го ценные бумаги IT-дистрибьютора были размещены на данной торговой площадке. В ходе IPO удалось привлечь порядка $400 млн. Практически одновременно акции Softline стали котироваться на Мосбирже.
В 2018-м Fund II совершил инвестиционные вложения в американскую компанию «с русскими корнями» DataArt. Она занимается разработкой IT-решений для бизнесов из фининдустрии, здравоохранения, телекома, туризма, медиа и IoT. DataArt работает с клиентами любого масштаба и на любой платформе, помогая внедрять технологические инновации. Обладая более чем 20-летним опытом и глубокими знаниями отрасли, компания объединяет опыт более 3300 профессионалов в 20 офисах в 10 странах, включая США, страны Европы и Латинской Америки. В компании Олега Железко не раскрывают сумму сделки, однако отмечают, что получили «неконтролирующую долю» DataArt.
Железко Олег: какими будут инвестиции в будущем
Сегодня в индустрии private equity, по мнению финансиста, слишком многое «завязано на личные навыки, личный опыт». Инвестменеджер мечтает о «технологичности инвестирования», которое бы позволило добиться такого использования ИИ в процессе принятия решений, чтобы можно было вкладывать средства быстрее, с большей отдачей и с меньшим уровнем риска.
Железко Олег обладает прогрессивным мышлением. По всему миру технологиям искусственного интеллекта и машинного обучения уделяется повышенное внимание. Финансовый сектор (наряду с секторами высоких технологий и телекомом), согласно прогнозу аналитиков научно-исследовательского подразделения McKinsey & Company, – наиболее многообещающая платформа для внедрения решений на базе искусственного интеллекта. По мнению экспертов, развитие технологий предоставляет заметный экономический эффект в работе с клиентами финкомпаний, риск-менеджменте, общем повышении эффективности. В финсекторе ИИ уже активно занимается разработкой продуктов для перекрестных и дополнительных продаж, оптимизирует ценообразование, сокращает отток пользователей финсервисов, идентифицирует их по голосу или лицу, оценивает кредитные риски, выявляет мошенников, прогнозирует спрос товара. Таким образом, ИИ позволяет создавать интеллектуальные машины и программы, которые способны оказывать максимально персонализированный сервис, при этом значительно сокращая издержки.
К 2019 году более 30 государств уже признали важность развития ИИ и приняли соответствующие национальные стратегии. Аналитики уверены, что внедрение данной технологии может обеспечить к 2025 году удвоение темпов роста ВВП ведущих стран и увеличение мирового ВВП на $15 трлн. В Российской Федерации для поддержки инновационной отрасли в то же время была разработана программа «Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года». Реализация проекта предполагает поддержку со стороны государства разработки алгоритмов искусственного интеллекта, создание отечественного программного обеспечения, а также подготовку необходимых кадров и регулирование нормативной базы.
Комментарии читателей Оставить комментарий