Космический ответ кризису

Подходит к концу всемирное road show – презентация Россией проекта Международной аэрокосмической системы мониторинга глобальных явлений (МАКСМ) стоимостью от $10 млрд до $20 млрд.
Идея МАКСМ выдвинута Международной ассоциацией «Знание» (чьей правопредшественницей было Всесоюзное общество «Знание»).
Суть идеи: мониторинг предвестников землетрясений, извержений вулканов, засух, наводнений, оползней, штормов, а также техногенных катастроф позволит не только их прогнозировать, но и впоследствии оперативно оценивать адреса и объемы необходимой помощи пострадавшим. Например, цунами преображает поверхность так, что границы бедствия видны из космоса. Сергей Бодров с киногруппой остался бы жив, если бы в теле ледника Колка имелся датчик-трансмиттер размером с палец: наблюдение за его перемещением позволило бы рассчитать время схода ледника и своевременно эвакуировать людей из Геналдонского ущелья.

«В более отдаленном будущем человечество, вероятно, научится даже предотвращать природные катаклизмы подобно тому, как мы уже умеем разгонять тучи и проливать дожди, - считает Ефим Малитиков, президент МА "Знание", академик Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского (РАКЦ). – Так, совсем недавно у нас появилась возможность изменить траекторию астероида, чтобы предотвратить его столкновение с Землей».
РАКЦ поддержала идею МАКСМ, а за ее реализацию готов взяться Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева (ГКНПЦ). Непосредственное руководство проектом возложено на Валерия Меньшикова – вице-президента РАКЦ, заместителя генерального директора ГКНПЦ, директора НИИ космических систем (филиал ГКНПЦ).
Впервые об идее МАКСМ генерал Меньшиков рассказал на международной конференции в Днепропетровске (Украина) в 2007 г.; в 2008 г. выступал с соответствующими докладами на конференциях Международной академии астронавтики (МАА; РАКЦ – коллективный член этой академии) в Королеве, Шанхае, Тунисе и Глазго.

В 2009 г. своеобразное road show по проекту МАКСМ завершают три мероприятия. В марте в Париже на заседании президиума МАА образована рабочая группа по проекту из представителей Китая, Нидерландов, России, США, Франции. В октябре в Тэджоне (Южная Корея) пройдет 60-й Международный космический конгресс (IAC-2009). В ноябре в Лимасоле (Кипр) кульминацией презентации должен стать симпозиум «Космос и глобальная безопасность человечества» под девизом: «Предупреждать стихийные явления и техногенные катастрофы, ослаблять их последствия и быть готовыми к ним – экономически более выгодно, чем реагировать на их последствия».
Контакты с международными и дипломатическими ведомствами с целью сопровождения ими проекта осуществляет Е. Малитиков, представляющий МА «Знание» в ООН. В январе 2009 г. в Нью-Йорке он заручился одобрением симпозиума на Кипре со стороны неправительственного сегмента ЭКОСОС ООН, в Москве 27 марта ознакомил с проектом МАКСМ генсека ООН Пан Ги Муна, помощь обещал и президент Кипра Деметрис Христофиас. Глава российского МИД Сергей Лавров возложил внешнеполитическое кураторство мероприятий МАА на своего заместителя Александра Яковенко; отечественная дипломатическая инфраструктура, включая посланника в ООН Виталия Чуркина, оповещена и приглашена к участию в организации как конгресса в Южной Корее, так и симпозиума на Кипре.
Только в России реализация проекта МАКСМ позволит создать свыше 100 тыс. рабочих мест для высококвалифицированных специалистов (во всем мире число таких мест, видимо, превысит 1 млн). Ежегодная экономия за счет предотвращения чрезвычайных ситуаций оценивается в 80–100 млрд руб. Также МАКСМ позволит сократить число жертв стихийных и рукотворных катаклизмов: от одних лишь землетрясений в мире ежегодно гибнут около 30 тыс. человек. А все природные и техногенные бедствия, вместе взятые, обходятся человечеству более, чем в $1 трлн в год, т.е. на два порядка выше затрат на систему глобального мониторинга.
МАКСМ включает космический сегмент (6 малых космических аппаратов российского производства на геостационарной орбите, еще 3–4 спутника на солнечно-синхронных орбитах), воздушный сегмент (самолеты, вертолеты, дирижабли разных государств), наземный сегмент (станции сбора и обработки информации по всей планете и др.).
Комментарии читателей Оставить комментарий