]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Экономика
Главная → Экономика
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
    • Политэкономия
    • Бизнес
    • Личные финансы
    • Мнение экспертов
    • Бизнес-образование
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Стимулы продавать

14:55 15.11.2006

Производителю имеет смысл задуматься: чьи руки передают его товар покупателю? Ведь так много сил и средств расходуется на построение взаимоотношений с дистрибьюторами, региональными

Производителю имеет смысл задуматься: чьи руки передают его товар покупателю? Ведь так много сил и средств расходуется на построение взаимоотношений с дистрибьюторами, региональными дилерами, глобальными розничными сетями, а в конце цепочки все равно оказывается продавец.

 

Наталия Илларионова, генеральный директор АЛБИ Маркетинг

 

Еще со славных советских времен в нашей стране укоренилось довольно странное отношение к людям, работающим в торговле, и профессии продавца как таковой. В торговлю многие стремились – появлялась уверенность в том, что всегда будешь сыт, одет, и притом лучше многих. С другой стороны, профессия продавца никогда не входила в число престижных. Человек с высшим образованием продавцом становился крайне редко, и не без основания думалось, что продавец – это удел не самых успешных. Справедливости ради надо сказать, что и сами продавцы немало постарались. Еще свежи воспоминания о брезгливом неудовольствии на лицах потревоженных работников, манере разговаривать и регулярном надувательстве честных граждан.

Но как только появилась возможность, торговать ринулись все – от кандидатов наук до музыкантов. Казалось, что это почти единственная возможность выжить в России начала 90-х. У большинства новоявленных продавцов не было не только специальной подготовки, но и даже самого приблизительного представления об этой работе. А многие из тех, кто начинал тогда свой бизнес, сегодня стали владельцами крупных компаний, директорами магазинов. И эти люди часто признаются в том, что опыт продаж, который они получили когда-то, оказался бесценным. Для самых целеустремленных, трудоспособных и настойчивых долгие годы, проведенные за прилавком, окупились высокими зарплатами, уважением коллег, достойным положением в обществе. Сегодня крупные сетевые магазины готовы предлагать этим людям лучшие условия, карьерные перспективы и статус «сотрудника крупной западной компании», который в России по-прежнему считается престижным и значимым.

 

Штрихи к портрету продавца

Новое время принесло с собой другое представление о продавце. Появилось понятие «политика подбора персонала». Каждый уважающий себя директор магазина стал задумываться о том, что продавец – по сути визитная карточка магазина, его лицо. Теперь продавец должен быть вежлив, улыбчив, внимателен, а главное – компетентен. Сегодня в профессию пришло новое поколение. Данные исследований, проведенных нами в последние два года, показывают, что продавцами трудятся в основном люди в возрасте от 26 до 35 лет (более 70% в продажах бытовой и компьютерной техники и мобильных телефонов и до 54% в продуктовых магазинах). Эти молодые люди, желающие быть успешными, приходят в профессию уже не потому, что нет других вариантов, а с целью построить карьеру и заниматься любимым делом.

 

Сегодняшний продавец – это человек образованный и социально активный. Около 41% имеют высшее образование и 79% хотят его продолжить, до 79% состоят в браке, у 59% есть дети. Многие из них читают деловую прессу и специальную литературу, посещают тренинги, они тратят свое время на то, чтобы стать профессионалами в своем деле. Более 60% намерены продолжить работу в торговле и делать карьеру в выбранной сфере. Любопытно, что среди продавцов мобильных телефонов, как, впрочем, и компьютерной и аудио-видеотехники более 47% опрошенных выбрали свою профессию, чтобы быть в курсе новых технологий, чтобы узнавать первыми о современных тенденциях развития рынка.

 

Интересен и важен и тот факт, что более 60% продавцов работают в одном магазине более одного года, а около 30% – более трех лет. Это люди, хорошо знающие свой товар и своего покупателя. Это бесценное для производителя звено в цепочке сбыта его продукта. Производитель может вкладывать миллионы долларов в рекламу и PR, но по опросам, до 78% покупателей прислушиваются к совету продавца. Редкий смельчак приобретет товар в случае, если продавец сам усомнится в его качестве. Кроме того, важную роль здесь играет «прямой контакт». Именно продавец представляет продукт покупателю, и если это человек располагающий к себе и внимательный, то каждый из нас в большинстве случаев проникнется доверием и к нему, и к его совету.

 

В магазине зарплата – не главное

 

Работа продавцов – это работа с людьми. Большинство опрошенных пришли в магазин случайно (по объявлению, по совету знакомых). Остались надолго те, кому доставляет удовольствие общение, кто видит в своей работе возможность принести людям радость, ведь покупка торта ко дню рождения, телефона в подарок или ноутбука для работы может стать праздником, если торт окажется свежим, телефон исправным, а ноутбук – надежным. Более 60% продавцов (как в сфере FMCG, так и в продажах сложных технических устройств) ценят в своей работе в первую очередь возможность общения и хороший коллектив. И только на третьем месте значится возможность заработка, что в целом опровергает общее мнение о продавцах как бездушных торгашах, мечтающих сбыть товар любой ценой.

 

Статистика показывает, что сегодня до 68% продавцов бытовой техники в 54 российских городах имеют доступ в Интернет и практически все имеют мобильный телефон. А в продуктовых магазинах 47% товароведов используют Интернет для поиска информации и 32% имеют электронный адрес.

 

Мы имеем дело с образованными, профессиональными людьми, сознательно сделавшими свой выбор и уверенно строящими свою карьеру. Все больше возможностей открывает для них растущий розничный рынок. Растет и уровень заработной платы, и уже в этом году количество продавцов, оценивающих свои доходы как «выше среднего», выросло с 35 до 43% в сравнении с прошлым годом.

 

Производитель в борьбе за продавца

 

Странным образом производители в основной своей массе, кажется, упустили те изменения, которые произошли с данной аудиторией. Аудиторией, несомненно, важной в цепочке сбыта, значительно влияющей не только на выкладку, но и на имидж товара. Так, южнокорейский гигант, «вбухивающий» чудовищные средства в прямую рекламу, нацеленную на повышение престижа (а следом и цены) на свои товары, выяснил при опросе продавцов, что они по-прежнему не рекомендуют их продукты, искреннее считая те не слишком качественными и уж точно не «имиджевыми» (повышающими статус владельца).

 

До сего дня производители пребывают в заблуждении, что подаренные продавцу брелок и ручка возбудят в нем пиетет к бренду и сделают его лояльным. Сегодняшняя зарплата успешного продавца магазина в центре Москвы может составлять до 1500 долларов и более. Менеджеры магазинов и тем более директора давно уже живут в том же социальном слое, что и менеджеры западных компаний, планирующие трейд-маркетинговые программы лояльности и мотивации. Жаль только, что последние не вполне это осознают и продолжают смотреть сверху вниз из окон роскошных бизнес-центров на людей часто более профессиональных и опытных. И не верьте, когда продавец с благодарной улыбкой берет подаренную ему кружку с логотипом, это у него профессиональный навык: улыбаться и говорить «Спасибо!».

 

Обычно производитель не задумывается о том, что интересно лично продавцу. Чего он желает от компании, которая рассчитывает на его лояльность и повышенный интерес. А этот самый продавец ждет уважения к своему нелегкому труду и элементарного внимания. И не только к себе как к профессионалу, но и как к личности. Привычные же программы мотивации основаны в большинстве своем на попытке использовать желание продавца заработать. И нельзя сказать, что такового желания у продавца нет – только вот чаще всего сам магазин премирует активного продавца много эффективнее. Ведь в подавляющем большинстве торговых точек продавцы и менеджеры получают бонусы от объема продаж, и весьма значительные. Путаные схемы набора баллов за проданные утюги, используя которые можно в итоге выиграть пылесос, впечатляют все меньшее число продавцов. Судя по их же признаниям, месяцами копят баллы, собирая чеки, квитанции, гарантийные талоны и заполняя бланки, чаще всего те, у кого много лишнего времени и нет шансов заработать нормальным путем. Вот она – идеальная схема поощрения скучающих продавцов из неудачно расположенных торговых точек с минимальным числом покупателей.

 

Действительно хорошие результаты

 

Очевидные же средства повышения лояльности торгового персонала лежат на поверхности. Если попытаться дать человеку то, что ему действительно нужно, лояльность будет обеспечена. С уровня 35% до 60% можно увеличить число рекомендаций продукта, выстраивая с торговым персоналом личные доверительные отношения, основанные на взаимном интересе и уважении. В век Интернета и мобильной связи возможность напрямую контактировать с торговым персоналом в самой удаленной российской глубинке становится все доступнее и, что немаловажно, дешевле.

 

Вопрос только в том, какой посыл будет передан продавцу с помощью почты, e-mail, SMS. Будет ли в нем содержаться предложение поиграть в игру «как стрясти с производителя приз» или предоставление возможностей повысить квалификацию, расширить кругозор и профессиональные знания, задать вопросы. Хорошо известен принцип: «Если хочешь заинтересовать человека – слушай его», он безотказно работает и в случае, когда нужно создать действительно работающую программу повышения лояльности. Именно на нем основываются программы, приносящие действительно хорошие результаты.

 

Внедряя в работу с продавцами элементы известной психотехники свободно парящего внимания, менеджер, ведущий программу, имеет возможность действительно хорошо узнать и проанализировать личность каждого продавца. А когда это происходит, у последнего существенно меняется уровень восприятия любой поступающей к нему от производителя информации.

 

В качестве примера: один из вполне традиционных способов привлечь внимание торгового персонала к бренду – творческие конкурсы. Каждому человеку необходимо выражать себя, проявлять свои способности и демонстрировать возможности личности. Предоставляя продавцу шанс проявить и продемонстрировать свои таланты, компания всегда сможет рассчитывать на позитивное отношение к себе.

 

К примеру, на рынке сбыта HoReCa (рестораны, клубы и отели), где за место на полках жестко борются производители спиртного, давно существуют профессиональные конкурсы (например, для барменов). Полученная награда и диплом будут служить для бармена свидетельством его профессионализма и помогут ему в карьере. Налицо взаимная заинтересованность, взаимная увлеченность делом. Не удивительны и высокие результаты продаж напитков, пропагандирующих свои бренды таким образом.

 

Не менее важна и продуманная система премирования. Призы и подарки не должны приводить продавцов в недоумение и уж тем более раздражать своей ненужностью. Этого легко избежать, если быть по настоящему осведомленными об интересах, желаниях и увлечениях продавцов. Анализируя результаты опросов и отклики продавцов, несложно найти оптимальный вариант поощрения и выбрать подарок, который порадует подавляющее большинство участников акции.

 

«Коммерческий директор» № 11, Ноябрь 2006

Темы: Бизнес-образование и литература
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
© МЧС Республики Казахстан
Азербайджан подаст в суд на Россию из-за крушения самолета AZAL
Путин: Россия утратит суверенитет, если будет все покупать за нефть и газ
Алаудинов призвал ужесточить наказание за разжигание межнациональной розни
© KM.RU, Алексей Белкин
Баку передал СК России доказательства убийства азербайджанцев на Урале
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
«Сейчас начинается этап торга. Украина всеми силами пытается заманить Россию на второй "саммит мира"»
Павел КлещЪ «Остальное»
На международный конкурс «Авиадартс» прибыли лётчики из Китая и Белоруссии
В Казахстане откроется технологическая торговая площадка – ITS
Шэрон Стоун: «Я все еще ношу бикини!»
Открытие летней террасы, 1 мая, «16 Тонн»
Глобальная игра и сумерки в Приднестровье: о ситуации в республике
Непереносимая вечеринка «DOBROFEST — Красная сцена», 1 июля, BASE
«Организаторы террора запустили "живых торпед" в Подмосковье не для нанесения военного ущерба»
Кинопремьера «Купи слона»: как «бурятский жеребец» прорвался в США
Зима близко! На БАМе построили овощехранилища для запасов продовольствия
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.