Платформа

Мишель Уэльбек
М.: Иностранка, 2003.
Про что: Главный герой книги, одинокий, мрачноватый и слегка зацикленный на половой сфере Мишель, неожиданно встречает в турпоездке молодую Валери – прекрасную, сексуальную, энергичную и к тому же, по чистой случайности, преуспевающего менеджера туристического бизнеса. У них завязываются продолжительные и счастливые отношения. Желая помочь любимой, Мишель подает ей идею организации на юговосточно-азиатских берегах сети так называемого “галантного туризма”, а проще говоря, борделей. Не смотря на то, что идея весьма успешно воплощается жизнь, кончается все исключительно плохо. В первый же сезон исламские фундаменталисты устраивают теракт в одной из гостинниц, и куча людей, в том числе Валери, погибает в страшных мучениях.
Читать книгу на Lib.km.ru
"+" ПОНРАВИЛОСЬ "-" НЕ ПОНРАВИЛОСЬ
Умно и убедительно.
Бьет по нервам, но бьет в правильном ключе.
Сильный секс и сильная любовь.
Вообще, сильная книга.
Идеологически неупотребим.
Все суждения чрезвычайно пристрастны.
Раздражает тем более, чем сильнее написано.
Депрессивно.
Художественная литература располагает множеством изощренных способов воздействия на читателя. Однако одним из самых эффективных все-таки остается самый примитивный - просто шокировать его. Впрочем, будучи самым примитивным, этот способ далеко не самый простой. Единственные две вещи, однозначно бьющие наповал всех – секс и смерть – требуют от писателя такого бережного с собой обращения и такого мастерства, на которое способен не каждый.
Манипуляция этими темами тем более опасна, чем более радикальный характер она принимает. Один неверный шаг – и автор легко скатывается с острого пика на бесконечную равнину дурного вкуса. Французскому писателю Мишелю Уэльбеку удается балансировать, пожалуй, на самом остром уступе, который только можно себе представить.
Если наши отечественные сорокины-ширяновы раздражают своими книгами только людей формата “Идущих вместе”, составляющих, как бы сказать помягче, далеко не самый в продвинутый интеллектуальном отношении сектор читателей, то Уэльбек ухитрился взбесить ну решительно всех, кого только можно: от левых до правых, от феминисток до мусульман. В частности, за “Платформу”, предлагаемую вниманию русского читателя издательством “Иностранка”, последние даже подавали на него в суд.
При этом книги Уэльбека не только стойко держатся в числе самых популярных во Франции изданий, но и получают престижные премии, судебные же процессы против себя триумфально выигрывают. Если такое опасное оружие, как шок и пощечина общественному вкусу работает настолько эффективно, стало быть, Уэльбек (ко всему прочему это еще и невероятно депрессивный писатель) обращается с ним более чем умело.
Сказать, что мнения, которые Уэльбек высказывает в своих книгах, очень спорны, а вещи, которые он показывает, вызывают смешанные и даже противоречивые чувства, будет мало.
То, что в них в немалых количествах, подробно и со смаком описывается секс, совсем не шокирует. Шокирует другое – то, как он подан.
По Уэльбеку, в частности, проституция вещь нисколько не аморальная. Дело просто в том, что “наши” (европейские то есть) проститутки не качественные. И вообще европейцы и европейки как следует любить (не в смысле испытывать чувства, а в смысле сношаться) разучились. А вот зато юго-восточные и африканские туземцы – нет. Так что поскольку больше они “нам” (то есть европейцам с деньгами) предложить ничего не могут, то надо брать от них это. И тогда все будут счастливы.
Особого смысла в том, чтобы со всем этим спорить я, честно сказать, не вижу. Равно как не вижу в уэльбековских измышлениях ничего, кроме желания в очередной раз мазохистски расковырять старые европейские болячки. Ну, может быть, еще вдобавок посыпать их исламской солью, чтоб стало еще больнее.
Уэльбек со своими райскими борделями рисует чистой воды утопию. Так к ней и следует относиться. Что-то уж скорее из области нереализованных фантазмов, чем из программ, предлагаемых к немедленному выполнению. Вроде тошнотворно-совершенных “гуингнмов”, разумных лошадей, которыми в свое время восхищался Лемюэль Гулливер, и порнографических “композиций” де Сада.
Даниэлю Дефо, которому было свойственно гораздо большее чувство юмора и меньшая озабоченность тем, “как же сделать, чтоб всем было хорошо”, Уэльбек, правда проигрывает. Но зато выигрывает у де Сада, которого уж слишком легко записать в угрюмые извращенцы.
Заканчивается же уэльбековский рай, что характерно, не сам собою: приходят злые исламисты и всех не разгоняют. Сюжетный ход по-своему удачный: прекрасная мечта, почив молодой, да еще и от рук стопроцентных в глазах общественности злодеев, остается прекрасной, - однако слишком уж, что ли, легкий. В отличие, например, от замечательной (хотя и скверно экранизированной) книжки “Пляж”, где европейцы, насквозь гнилые изнутри, оказавшись в юговосточно-азиатском раю, убивают себя сами.
Впрочем, как и идеология, человеческие смелость и мужество – не тот критерий, по которому следует оценивать писателей.
Комментарии читателей Оставить комментарий