Дневник

Чак Паланик
Дневник
М.: АСТ, Транзиткнига, 2006
Девочка по имени Мисти Мэри родилась и провела детство в нищенском трейлере. Пока мать разрывалась между тремя низкооплачиваемыми работам, Мисти развлекала себя рисованием. Рисовала она всегда одно и то же: красивые каменные дома у моря и кусты роз за белой оградой.
Когда Мисти выросла, она поступила в художественный колледж и познакомилась там с молодым человеком по имени Питер. Странный юноша прикалывал дешевые броши к голой груди, рассуждал о роли физических страданий в творчестве. Но она согласилась выйти за него замуж, поскольку Питер верил в великий художественный талант Мисти. И, что важнее всего, его родовое гнездо располагалось на живописном острове Уэйтенси — точной копии того вымышленного пасторального приморского поселка, о котором Мисти грезила все свое детство.
То, что поначалу казалось сбывшейся мечтой, со временем обернулось кошмарным бредом. Жители острова внезапно обеднели. Почтенным семействам пришлось сдать свои дома отдыхающим и наняться в местную гостиницу прислугой. Питер совершил неудачное самоубийство и оказался в коме. Некоторые богачи из числа отдыхающих стали обнаруживать в своих домах бесследную пропажу целых комнат. Впоследствии помещения оказывались просто наглухо замурованными, и после вскрытия на их стенах находили угрожающие надписи, сделанные рукой Питера.
Постепенно Мисти начинает замечать, что кто-то настойчиво пытается предупредить ее о неком заговоре, цель которого — она ее творчество. Хотя после замужества Мисти оставила живопись, и ей совсем не хотелось к ней возвращаться, жители острова во главе с ее свекровью Грейс, решили во что бы то ни стало заставить вновь ее писать картины. В ход идут любые средства: заговорщики убивают мужа и дочь Мисти, а ее саму пичкают вызывающими мигрень пилюлями и насильно закатывают в гипс.
Как выясняется, все они верят в старинное предание о великой художнице, которая появляется на острове раз в сто лет. После того, как она теряет мужа, ребенка и заболевает какой-нибудь страшной болезнью, она начинает писать гениальные картины. Эти картины и обеспечивают всем коренным жителям острова Уэйтенси очередной век безбедной и изолированной жизни — той жизни, которую они ведут вот уже триста лет.
Самое ужасное заключается в том, что предание правдиво: измученная женщина действительно пишет сто гениальных полотен. Жизнь Мисти в точности повторяет жизни двух ее предшественниц, события которых запротоколированы в их дневниках с точностью до дня. Островитянам остается лишь следовать записям.
В параноидальном триллере «Дневник» просматриваются мотивы «Ребенка Розмари», «Головокружения» и «Дня Сурка» и собраны все самые жуткие женские страхи. О заговоре высохших мумий из числа мужниной родни и о том, что свекр и свекровь — монстры, догадываются, конечно, многие женщины. Но вот кошмар, в котором муж одновременно оказывается гомосексуалистом и впадает в кому, оставив после себя огромные долги, а погибший ребенок оживает только для того, чтобы стать маленьким исчадьем ада, не привидится даже самому сумасшедшему сценаристу мыльной оперы.
Однако Чак Паланик, автор легендарного «Бойцовского клуба», не сценарист мыльных опер, и на дикие выдумки его фантазия поистине неистощима. Как и «Бойцовский клуб», «Дневник» просто вопиет об экранизации. Дело осталось за малым — за режиссером, который бы не побоялся бросить вызов Хичкоку, Полански и Финчеру.
Комментарии читателей Оставить комментарий