Умные и толстые стоят недешево

Серьезные ученые наверняка не читают желтую прессу. Подробности жизни звезд: спортсменов, певичек и шоуменов их интересуют мало. А о звездных системах и последних наблюдениях за жизнью одноклеточных пишут научные журналы, не путать с научно-популярными. От всей прочей прессы такие подобные издания отличают низкие тиражи и очень высокие расценки. К примеру, один номер самого дорогого журнала России "Биология" стоит 16 000 руб.
Рынок научной периодики, по данным Российской книжной палаты, состоит примерно из 1500 журналов. Стоимость годовой подписки, по оценкам экспертов, в среднем 3000 руб. Большинство журналов выходит раз в месяц. Как правило, стоимость даже недорогого научного журнала в два раза выше стоимости любого глянцевого издания, а тиражи ниже во много раз. У журнала "Биология" всего около 30 подписчиков на полную версию. У второго по дороговизне российского журнала - "Химия" (годовая подписка около 97 000 руб.) тираж чуть больше - примерно 120 экземпляров. В целом на рынке 30% научных журналов издается тиражом менее 500 экземпляров, а еще 50% - примерно по 1000.
Самые крупные на рынке научной периодики издательства - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ)(издает около 300 журналов) и Международная академическая издательская компания "Наука/Интерпериодика" (около 200).
МАИК "Наука/Интерпериодика" образована в 1992 г. Ее учредители - Российская академия наук и американская компания Pleiades Publishing, Inc. В 1992 г. МАИК "Наука/Интерпериодика" начала свою деятельность с выпуска пяти российских журналов на английском языке. К 2003 г. их количество возросло до 96. Также совместно с Академиздатцентром "Наука" МАИК "Наука/Интерпериодика" издает более 130 научных журналов на русском языке.
Для ВИНИТИ, который существует с советских времен, самым худшим был 1995 г. По словам завотделением исследования рынка и распространения информационных продуктов и услуг ВИНИТИ доктора технических наук Валентины Цветковой, к тому времени тираж упал по сравнению с советскими временами в семь раз. Однако к 2003 г. по сравнению с 1995 г. тираж изданий ВИНИТИ вырос примерно на 50%.
По данным библиотечного издания American Libraries, подписка на самый дорогой в США журнал - Brain Research ("Исследования мозга") стоит около $20 000 в год. А подписка на научный журнал, предназначенный для специалистов в области химии, стоит $2403, для физиков - $2357, для инженеров - $1359.
Основные потребители научной периодики - это библиотеки. Но, по словам заместителя гендиректора МАИК "Наука/Интерпериодика" Николая Аванесова, далеко не каждая, даже западная библиотека, может позволить себе подписываться на всю периодику. Тем не менее, именно американский рынок стал для МАИК "Наука/Интерпериодика" основным местом сбыта, на него идет 50% всей подписки издательства.
Самым дорогим из российских журналов, выходящих на Западе, является Journal of Experimental and Theoretical Physics ("Журнал экспериментальной и теоретической физики" - ЖЭТФ). Годовая подписка на него обходится американским библиотекам в $4594 в год.
Каждая библиотека США располагает бюджетом, который увеличивается примерно на 5 - 10% в год. Одновременно растет и количество журналов, поэтому ежегодно библиотеке приходится заново распределять бюджет между подписными изданиями и решать, что выписать на этот год, а что нет.
В России тоже основными подписчиками выступают крупные научные библиотеки и библиотеки вузов. Подписчикам также приходится ежегодно выбирать, кому отдать предпочтение. К примеру, в МГТУ им. Баумана перечень подписки составляется на основе опроса руководителей кафедр.
На Западе продвижением научной периодики занимаются дистрибьюторы, с которыми заключены соглашения. К примеру, у МАИК "Наука/Интерпериодика" таких распространителей три: Pleiades Publishing, Inc., "Пленум-пресс" и Американский институт физики. "Они, в свою очередь, содержат агентов, которые убеждают библиотеки, что предлагаемое ими издание будет востребовано учеными", - говорит Николай Аванесов.
Российский рынок идет тем же путем. Эксперты говорят, что будущее научной периодики зависит от стратегии сбыта. "Надо учитывать, что они [научные журналы] не рассчитаны на розницу и поэтому их перспективы зависят от пропаганды подписки", - говорит Александр Альперович из "Роспечати". На руку российскому рынку играет то, что, по словам экспертов, здесь в отличие от западного рынка больше доля таких подписчиков, как вузы и даже промышленные структуры.
Между тем иногда потенциальные подписчики просто не знают о существовании нужной им периодики. В связи с этим российские издатели научной периодики понимают, что увеличение подписки зависит от личных усилий, и начинают строить свою работу через дистрибьюторов. К примеру, с ВИНИТИ, помимо тех, кто распространяет продукцию через каталог ("Роспечать" и т. п.), сотрудничают две компании, которые занимаются продвижением более активно, - ООО "Информнаука" и ООО "НТИ-Компакт". "В отличие от "Роспечати", которая ограничивается размещением в каталоге, эти компании участвуют в конференциях, выставках, распространяют информацию о себе через личные контакты с вузами и предприятиями", - говорит замдиректора ВИНИТИ по научной работе и редакционно-издательской деятельности Светлана Яшукова.
Такой подход приносит серьезные плоды. К примеру, ООО "Информнаука" продвигает издания ВИНИТИ в страны бывшего Советского Союза и на Запад. По оценкам заместителя директора этой компании Марии Киргизовой, годовой тираж подписки вне России в 2003 г. превысил 20 000 экземпляров.
Каждое из ведущих российских издательств научной периодики имеет свои конкурентные преимущества. У ВИНИТИ это реферативность ее изданий. К примеру, та же "Биология" содержит рефераты по новейшим научным разработкам примерно из 70 стран мира. Кроме того, государство все еще финансирует для издательства покупку зарубежной литературы. Правда, весь издательский процесс - набор, верстку, тиражирование и полиграфию - приходится оплачивать самостоятельно. В итоге, как говорит Валентина Цветкова, издательство "вынуждено быть рентабельным".
Конкурентное преимущество МАИК "Наука/Интерпериодика", напротив, в том, что его издания являются первоисточником. Правда, за право первым опубликовать интересную работу приходится серьезно бороться.
Сделать это административными методами было невозможно, поэтому нам пришлось действовать по рыночным законам", - вспоминает Николай Аванесов. В наиболее именитых изданиях МАИК "Наука/Интерпериодика" гонорары составляют до $50 за страницу текста. Если учитывать, что в среднем научная статья занимает 10 страниц, то гонорар получается, как заметил Николай Аванесов, "в размере трех месячных зарплат научного сотрудника". Кроме того, в 1995 г. издательство совместно с Академией наук создало фонд размером $125 000, из которого за лучшие публикации выплачиваются премии (пять премий по $15 000 и 50 по $1000). В общей сложности ежегодно премируется 55 авторов. "Получают только те, кто опубликовался в российском журнале", - уточняет Николай Аванесов.
Но гонорары не единственное бремя МАИК "Наука/Интерпериодика". "У нашего издательства есть один конкурентный недостаток - необходимость тратиться на переводчиков", - говорит Николай Аванесов. В МАИК "Наука/Интерпериодика" работает 350 переводчиков. Причем это высококвалифицированные сотрудники Академии наук, знающие специфику технического перевода. Кроме того, издательство содержит небольшой штат переводчиков - носителей языка, которые занимаются стилистической доработкой текста.
Тем не менее у научной периодики в отличие от популярных изданий есть один серьезный плюс - они значительно меньше подвержены конъюнктурным колебаниям. Объясняется это тем, что научные журналы для ученых единственный способ представить свои результаты.
Комментарии читателей Оставить комментарий