Англичане дадут прикурить китайский табачок?

Концерн Gallaher подписал с крупнейшей табачной компанией КНР Shanghai Tobacco соглашение, согласно которому принадлежащая ему московская фабрика «Лиггетт-Дукат» начнет производить сигареты по китайской рецептуре под маркой Golden Deer («Золотой олень»). В свою очередь Shanghai Tobacco поможет британской Gallaher выйти на крупнейший табачный рынок мира – китайский, где в настоящее время процветает монополия местных производителей. Такое партнерство, считают специалисты, очень выгодно для британцев, так как позволит им занять небольшую, но очень привлекательную для них долю китайского табачного рынка. Правда, китайцы, как утверждают независимые эксперты, от этого сотрудничества, скорее всего, ничего не получат – закрепиться на российском рынке за счет британцев им будет крайне проблематично.
По данным специалистов, в настоящий момент оптовый рынок табачных изделий в России оценивается в $10 млрд. Согласно информации Минэкономразвития, емкость этого рынка составляет 320-340 млрд штук сигарет в год. По данным Министерства налогов и сборов, российский рынок табака занимает третье место после США и Китая. Крупнейшими производителями сигарет в России являются международные корпорации, вроде British American Tobacco, Philip Morris, Gallaher, JT International и Reemtsma, которые контролируют 70-75% табачного рынка. Доля компании Gallaher, которая владеет московской фабрикой «Лиггетт-Дукат», на август 2003 года оценивалась экспертами в 15,2%. «Лиггетт-Дукат» в настоящий момент производит торговые марки Sobranie, Sovereign, Gold Bond, Memphis, Prince Romanoff, семейство LD, «Дукат», Saint George, Three Kings, «Тройка», «Новость» и «Прима».
Для Gallaher российский рынок сигарет стал своеобразным трамплином для завоевания одного из крупнейших табачных рынков мира – китайского. Еще в 1997 году британские табачники начали завоевание Китая из России: каждая тридцатая импортная сигарета в КНР поступает с фабрики «Лиггетт-Дукат» под маркой Sobranie. Однако Gallaher решила не останавливаться на достигнутом и осенью 2003 года подписала соглашение с Shanghai Tobacco, согласно которому китайская компания будет ежегодно производить 100 млн британских сигарет Memphis у себя на родине. В свою очередь «Лиггетт-Дукат» взял на себя обязательства производить по рецептуре китайских табачников сигареты, которые будут продавать в России под торговой маркой Golden Deer («Золотой олень»).
По мнению аналитиков, китайские табачные компании, имеющие до этого времени монопольное положение на родном рынке, после вступления страны в ВТО будут вынуждены потесниться и уступить долю рынка иностранным компаниям. «Это событие (вступление КНР в ВТО) заставило страну открыть свой табачный рынок для иностранных компаний, – говорит представитель российской ассоциации дистрибьюторов табачной продукции «Грандтабак» Виктор Стефашин. Тарифы на импорт сигарет в период с 2000 по 2003 гг. были снижены с 65% до 25%». При этом в 2004 году державой запланировано их очередное сокращение и отмена лицензирования торговли иностранными сигаретами. В связи с этим крупнейшая табачная компания КНР Shanghai Tobacco, пытаясь заранее компенсировать себе неизбежные потери, подписала контракт с Gallaher. Предоставляя возможность британскому бренду Memphis завоевать часть табачного рынка Поднебесной, шанхайская компания в обмен намерена заполучить новые рынки сбыта своей продукции. Таким образом, начав сигаретную экспансию в Россию, китайские производители смогут компенсировать себе потерю части «домашнего» рынка, считают многие эксперты.
Однако ряд участников рынка сомневается в том, что Shanghai Tobacco со своими сигаретами Golden Deer сможет завоевать сколько-нибудь существенную долю российского рынка и обрести популярность у местного потребителя. Такая позиция основана на сомнениях по части крепости и чистоты китайского табака, который, весьма вероятно, попросту смешан с ароматными травами. Поэтому едва ли слабенькие китайские сигареты смогут стать популярными у наших курящих соотечественников. Кроме того, в настоящее время российский табачный рынок и так перенасыщен, и новая торговая марка просто затеряется среди более известных брендов.
Наблюдатели сходятся на том, что, несмотря на перенасыщение российского рынка, возможно, что, кроме британцев, ряд других иностранных компаний также начнут использовать свои российские производственные мощности и отлаженную дистрибьюторскую сеть для распространения в России китайских сигарет в обмен на доступ к столь привлекательному китайскому рынку. В настоящее время в Китае 350 млн курильщиков, которые ежегодно выкуривают около 1,7 трлн сигарет (что составляет примерно 30% всего мирового потребления), поэтому попасть на этот рынок мечтает каждая табачная компания.
Комментарии читателей Оставить комментарий