Изображая жертву

Братья Пресняковы
М.: КоЛибри, 2007.
Какие демоны обитают в голове у человека, профессионально прикидывающегося убитым в ходе следственных экспериментов? Лепит ли такая жуткая работа характер по своему образу и подобию или она лишь отражает беспросветность внутреннего мира? Молодой человек по имени Валя, которому за неимением ничего лучшего приходится каждый день встречаться с подследственными «упырями» и играть роль зарезанных, застреленных, выкинутых из окна и утопленников, считает, что таким образом он делает себе «прививку» от смерти. Однако в действительности мертвецы и убийцы постепенно разлагают его личность, множат фобии, заставляют подозревать окружающих и, в конце концов, толкают на преступление.
«Изображая жертву» екатеринбуржцев братьев Пресняковых – это современная трактовка шекспировского «Гамлета», причем все трагические перипетии оборачиваются в ней трагикомическими, и вследствие этого – еще более страшными. Мятежный принц, размышляющий над темой бытия и небытия, превращается в галлюцинирующего параноика, который еще больше, чем смерти, боится жизни как таковой – боится взрослеть, определяться, выстраивать взаимоотношения с людьми. Клавдий и Гертруда – в воинствующих обывателей, во всей своей отталкивающей нелепости. Призрак короля – в гримасничающую и паясничающую галлюцинацию морячка. Офелия, невинно утонувшая – в девицу с дырками на колготках и мозгами, промытыми дамским глянцем. Место действия – не то чтобы одно-единственное «подгнившее» русское королевство, а все современное общество целиком, мир, в котором совершенно не хочется жить, мир, где убийства снимают и транслируют на всю страну в прямом эфире, где бывшие приятели «пуляют» друг в друга на вечере встреч выпускников и где тридцатилетним «все по…».
Сюжет «Изображая жертву» известен прежде всего в качестве пьесы, прославившей братьев Пресняковых по всему миру, и сценария к фильму, снятому Кириллом Серебренниковым и получившему несколько кинонаград. Однако книга «Изображая жертву» - это не публикация пьесы или киносценария, а вполне самостоятельное литературное произведение. Повествование больше, нежели действию, уделяет внимания внутреннему миру героев – в особенности, конечно, Валиному. События повести представляют собой слепок его души – души отвратительно уродливой, но при этом в высшей степени характерной. Таких вокруг нас немало, да и сами мы наполовину из них состоим. Не все подозревают жену в измене, мать – в отравлении отца и убивают раздражающих их людей со столь пугающей легкостью – так, будто все происходит не на самом деле - но это, возможно, лишь вопрос времени и стечения обстоятельств.
«Изображая жертву» - вещь сюжетно, психологически и стилистически абсолютно безупречная, но чувство после ее прочтения остается прегадкое. Верить в то, что так все и обстоит, не хочется совершенно, потому что, стоит только согласиться с этим - и не успеешь оглянуться, как превратишься или в примерно такого же Валю, колумниста Горилкина или ТВ-черта в оранжевых ботинках, или, как капитан Шнуров, невзначай отравишься с горя рыбой Фугу в сушитерии.
Комментарии читателей Оставить комментарий