]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

«В Шахназарове живет мир, эпоха и цивилизация, которых, как многим кажется, уже нет»

13:10 5.07.2022
, Сергей Черняховский
Карен Шахназаров
Карен Шахназаров © KM.RU, Анна Добровольская

Шахназаров живет в сегодняшней эпохе – и другая эпоха живет в нем. Он соединяет эпохи – и соединяет не перекличкой образов, а неким наложением содержания, некой ткани, не обозначающей время, а являющейся самим временем. Именно в этом отношении интересна и его «Анна Каренина»

В канун юбилея Карена Шахназарова российское телевидение показало его «Анну Каренину. Историю Вронского». Вообще, Шахназарова всегда можно видеть на телеэкране – и поэтому меньше всего можно поверить, что речь идет о его 70-летнем юбилее: так, как выглядит он, можно выглядеть и в 60, и в 50, и в 40 лет. Вот в 30 – наверное, уже нельзя, а в 40 - вполне можно.

И в нем живет мир, эпоха и цивилизация, которых, как многим кажется, уже нет. Но в нем они есть, и поскольку и он, и его книги, и то, что он говорит в публицистическом эфире, остается живым, интересным и современным – значит, все это еще есть.

Он живет в сегодняшней эпохе – и другая эпоха живет в нем, а через него накладывается и в чем-то меняет эту, сегодняшнюю эпоху. Он соединяет эпохи – и соединяет не перекличкой образов, а неким наложением содержания, некой ткани, не обозначающей время, а являющейся самим временем.

Именно в этом отношении интересна и его «Анна Каренина», потому что его «Анна Каренина» - это уже не только Анна Каренина Льва Толстого, а что-то еще.

Роман Толстого – это, конечно, не просто светская драма, это мир распадающейся жизни, иногда еще не распавшейся, но уже распадающейся, что ощущает смутно и сам этот мир, и, более глубоко, описавший этот разлад Толстой: разлад жизни, казавшейся симфонией.

И в этом отношении «Анна Каренина», конечно, есть продолжение «Войны и мира», в котором как бы начинается эта цивилизация и эта жизнь. В одном случае Война и Мир – идут рядом, сплетены и определяют друг друга, в другом – казалось бы, разнесены. Мир «Анна Карениной» - это «Мир между Войнами»: Крымской и Балканской 1876-78 гг.

Собственно, «Войну и Мир» Толстой и начинал писать, как предысторию тех, кто в 1825 году вышел на Сенатскую площадь, а во времена Толстого начал возвращаться из ссылок. Эпохи соединяются и войны соединяются – и Вронский в финале уезжает на новую войну. А эпилог к «Анне Карениной» Толстой пишет таким, что цензура запрещает его публикацию ввиду крамольности…

Конечно, роман Толстого, хотя и много объемнее светской драмы, воспринимается, в первую очередь, именно как светская драма: драма светской жизни, теряющей свою, хотя бы кажущуюся гармонию, и драма женского бесправия, сохраняющегося даже на самом элитном уровне.

Шахназаров ушел дальше: в своей «Анне Карениной» созданный Толстым мост эпох достроил, превратив сюжет светской драмы в драму столетия и драму уходящей цивилизации.

У Толстого, так или иначе, присутствуют три войны-вехи 19 века: Наполеоновская, Крымская и Сербско-турецкая 1876-1877 гг. – по сути, начало Русско-турецкой 1877-1878 гг. Шахназаров включает в свою картину Русско-японскую – пролог уже новых эпох и новых цивилизаций. И он своим мостом соединяет, сшивает эпохи. В наполеоновскую эпоху Мир, описанный Толстым, казалось бы, восходил и приобретал внешнюю гармонию. Между Крымской и войной 1877-1878 гг. – входил в полосу разлада. В Русско-японскую - умирал.

В романе Льва Толстого Вронский уезжает воевать на Балканы, ожидая смерти – но остается жив. В фильме Шахназарова он остается с арьергардом, приняв командование им и прикрывая отход госпиталя – точно зная, что погибнет. Может показаться, что Шахназаров воскресил его на один миг, чтобы граф мог рассказать сыну Анны, Сергею Каренину, историю гибели его матери и их любви и сказать, что каждая сторона имеет свою правду.

Но это - не все: и в том отношении, что слова «своя правда» относятся не только к тому, что он и Анна по-разному видели их общую драму, но и к тому, что в противопоставлении правды Анны и правды воспитанного в осуждении ее сына все-таки есть правда Анны. И Вронский, по сути, перед лицом выросшего без матери Сергея защищает мать, погибшую потому, что сам он тогда не ощутил и не понял ее правды.

Собственно, когда Вронский остается погибать, прикрывая отход Сергея с лазаретом, он ведь искупает перед Карениным и свою вину перед ним за то, что лишил его матери, и свою вину перед Анной, которую он лишил любви и жизни.

Но, что важно: Анна Шахназарова как человек - это не Анна Толстого, просто потому, что они принадлежат разным временам и эпохам. Анна Толстого – это женщина, живущая чувствами и переживаниями, женщина времен рождения дамского романа, в чем-то наследующая бедной Лизе Карамзина. Анна Шахназарова – это женщина, живущая волей и устремлениями, она потому и оказалась разделена с Вронским, что была сильнее и больше его.

И отсюда – Анну Толстого убивает то, что ее любовь не нужна любимому человеку, а сама она – отторгнута своим кругом. Анна Шахназарова отказывается от жизни потому, что сама она, со своими устремлениями, волей и способностями оказывается не нужна своему времени и своему Миру. Если говорить о времени – образу Анны Шахназарова скорее соразмерен образ леди Гленарван из «Детей капитана Гранта» Жюль Верна, настаивающей на том, чтобы свадебное путешествие посвятить поиску пропавшего путешественника, или образ Софьи Ковалевской. Если в Анне Толстого действительно еще живет бедная Лиза либо Наташа Ростова, Анна Шахназарова принадлежит уже не 18-19, а началу 20 века, в ней уже намечаются черты Александры Коллонтай.

И паровоз, который у Толстого воспринимается как предопределенность судьбы, у Шахназарова выглядит, скорее, новым железным веком инженерии и свободы. Который приняла Анна, но который еще не наступил и не дал места для нее, его принявшей.

И Шахназаров, сам ставший мостом эпох, в своей «Анне» достраивает мост эпох среди чередования Войн и Миров. Включив в связь времен обозначенную Толстым эпоху начала 20 века, он не просто добавил к войнам Толстого Русско-японскую – через нее он подвел выстроенный мост к Большой войне – Первой мировой, и через нее – к Новой Эпохе, к роману совсем другого Толстого, Алексея - к «Хождениям по мукам».

Русско-японская война – это и Первая русская революция. Мировая война – это уже и Великая русская революция 1917 года.

То есть своей «Анной» Шахназаров соединил двух Толстых, их романы и их Столетия, показав и дав почувствовать, что все это – один процесс расцвета, упадка и нового рассвета.

И вот это то, что завораживает в его лучших фильмах: он не просто говорит и даже не просто показывает - он ДАЕТ ОЩУТИТЬ.

Его фильмы и образы воспринимаются не слухом и зрением, как таковые: они ощущаются какими-то другими чувствами - через каждую клеточку кожи, нет, больше – через каждый нерв, как бы позвоночником.

Человека как будто бы просто погружают в мир ощущений, напрямую соединяют с некой информационно-эмоциональной средой, в которой он становится растворенным в ней ее составным.

На творческом корпоративе, когда встречали тогда еще Новый 1991 год, в 12 часов под бой курантов только Карен Шахназаров и Владимир Меньшов встали при исполнении Гимна СССР – остальные продолжали пить и есть икру. А они двое – встали и стояли, пока звучал Гимн.

В эпоху распада, возглавив «Мосфильм», он спас киноконцерн в условиях требования повсеместной приватизации культуры – и смог сделать его прибыльным без государственных вложений, тогда как в начале 2000-х практически все крупнейшие киностудии страны оказались рыночно уничтожены – включая и Киностудию им. М.Горького, и «Ленфильм».

А «Мосфильм» сохранился.

В новую эпоху, выступая на российском телевидении в самой популярной программе страны, он первым из знаковых элитных фигур стал уверенно декларировать и свою приверженность марксизму, и убежденность в том, что у мира нет иного разумного будущего, кроме социализма.

И это – действительно эпоха. И действительно – соединение и воссоединение эпох. И это – действительно искусство.

 

Темы: В России
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 12.07.2022, 12:20
    Гость: karsad

    Автор статьи пропел осанну Карену вдруг так много в нем заметил так много в нем нашел

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 12.07.2022, 10:09
    Гость: Адинцов

    Господин Черняховский, очевидно, считает, что никакая грубая лесть по отношению к Шахназарову не является чрезмерной, а зря. Между тем все фильмы Шахназарова укладываются в категорию: «разок можно посмотреть». Анна Каренина - избитая тема, она неактуальна, а ворошить и «править» Толстого дело не благодарное.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 09.07.2022, 07:32
    Гость: :))) тов.Сукову.

    Если б на модерация,ты бы почитал давно уже,чем тебя " воспринимаю."

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 08.07.2022, 09:23
    Гость: товарищ Сухов - crazy какафония

    опять не тем органом воспринимаете,
    )))

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 08.07.2022, 07:13
    Гость: :))) контуженному в песках Кара кума.

    Вах!
    Не знал,что Вы армянин.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (58)
]]>
]]>
Выбор читателей
Новый глава «Роскосмоса» рассказал, почему Россия отстала в космосе
Может ли Иран закрыть Ормузский пролив и чем это грозит рынку нефти?
Выступление Владимира Путина на ПМЭФ-2025. Главные заявления
Ракеты Tomahawk и бомбы GBU-57 принуждают Иран «к миру»: 22 июня Трамп начал свою первую войну
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
«Безобразия обезьян. О бабе Ванге, оспе обезьян и центральном телевидении»
АГ Фест, 11 ноября, «Высоцкий»
Herman Frank «Two for a Lie»
Army Of Lovers «Sexodus»
«Фестиваль Сектор Газа» устроил сенсационное выступление на марафоне «Гуляй, мужик!»
Свой шашлык стал недоступен — пойдем травиться к гостям с юга
«Похороны мечты и суровая реальность: осознаёт ли руководство России подлинный масштаб постигшего его экзистенциального краха?»
Дельфин, 11 сентября, Gipsy
Isekai Fest. 10 и 11 августа, киноцентр «Мосфильм»
Наконечный «После меня» (ЕР)
Кинопремьера «Серебряные коньки»: путь к сердцу капиталиста лежит через его карман
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.