Елена Драпеко: «Всю жизнь слышу за спиной шепот: «Смотри! Вон пошла та, которая в болоте утопла»

Эксклюзивный фоторепортаж специального корреспондента KM.RU Тамары Миодушевской. Фото Игоря Варнавского. Видео » Константина Арзанова.
Героиней нового выпуска программы «Частная жизнь» стала Елена Драпеко, депутат Государственной Думы, заместитель председателя ГД по культуре, народная артистка РСФСР. В прошлом известная кинодива, Елена Григорьевна решила не останавливаться на достигнутых вершинах актерского мастерства. Совершенно неожиданно для своих коллег она пошла по стезе общественно-политической деятельности. Специалист по информационным войнам, она является профессором Петербургского университета. В ее трудовом стаже есть должность министра культуры Санкт-Петербурга. Елена Драпеко искусно совмещает сразу три ипостаси: прекрасная мама, блистательная артистка и строгий депутат Госдумы.
Я пришла в политику не со сцены и не с экрана, а с профессорской кафедры
— У вас удивительная судьба. Расскажите, как вы пришли из кино в Государственную Думу?
— Это была очень длинная дорога. В кино я начала сниматься очень рано. Сразу на втором курсе института. После того как я закончила вуз, я стала работать актрисой на киностудии «Ленфильм». Поскольку характер у меня очень живой, присутствовало обостренное чувство справедливости. Знаете, бывают такие люди, которым до всего дело есть. Я участвовала в общественной жизни. Меня всегда выбирали в правление Союза кинематографистов, я была 10 лет членом Центрального комитета профсоюзов работников культуры, вице-президентом гильдии актеров кино Советского Союза. В начале девяностых годов, когда в стране начался жуткий бардак, творческие союзы Санкт-Петербурга выдвинули меня на должность председателя Комитета по культуре и туризму города. Я была министром культуры Санкт-Петербурга в течение двух очень трудных лет. Получила совершенно необыкновенный опыт. Затем, в начале 90-х, я ушла в оппозицию и стала работать в университете профессором, была деканом факультета и параллельно работала в общественных организациях. Благодаря им я была выдвинута в Государственную Думу. Пришла я, в общем, в политику не со сцены и не с экрана, а с профессорской кафедры.
— Давайте поговорим о вашей актерской профессии. Ваш первый фильм назывался «А зори здесь тихие…». О каких эпизодах вы можете рассказать?
— Боюсь, что вашей передачи не хватит, если я начну рассказывать эпизоды. Я могу говорить об этом часами. Я даже книгу написала «Лиза Бричкина навсегда». Интересен не столько фильм, сколько история его создания. Над этим фильмом трудились удивительные, талантливые люди, работники киностудии «Ленфильм»: и режиссер Ростоцкий, и сценарист и автор повести, писатель Борис Васильев, оператор Шубский Вячеслав Михайлович, артисты. Особенность у них одна: они не просто профессионалы, а удивительные личности. Что отличает то поколение, так это личностное содержание. Они состоялись не просто в профессии, но и как люди. Ростоцкий — фронтовик, ученик Эйзенштейна, один из великих советских кинорежиссеров, который дружил с Чаплиным. Фильм «А зори здесь тихие…» был выдвинут Американской киноакадемией на номинацию Оскара. Тогда еще советским фильмам не давали таких высоких наград. Он вошел в число пяти лучших зарубежных фильмов.
Этот фильм прошел по всему миру с гигантским успехом. На киностудии имени Горького хранится его 114 международных наград. Самая дорогая награда — это память и любовь зрителей.
— Могли бы вы рассказать о своей роли?
— Лиза Бричкина? Хорошая девочка, очень прозрачная, чистая, тонкая, духовная, романтичная. Из-за этого и погибла, потому что верила в ведьмаков болотных. Если бы она выжила, она пошла бы учиться, выучилась и стала бы депутатом Верховного Совета, потому что все задатки к тому у нее были. Это человек от земли, который очень чувствовал природу. Умение сопереживать — это было в ней главное. Я ее очень люблю. Иногда мне кажется, что не я сыграла роль, а Лиза Бричкина своим появлением сформировала меня. Я всю жизнь слышу за своей спиной шепот: «Смотри! Смотри! Вон пошла та, которая в болоте утопла». Люди не всегда помнят мою фамилию, имя героини, но эту историю помнят. Нельзя быть талантливым отдельно от зрителя.
У режиссера Бортко я готова играть тень от березы
— Вы снялись не в одном десятке фильмов — их было гораздо больше. Одна из последних ролей была в киносериале «Бандитский Петербург».
— Это забавная история. Ролька у меня там, правда, маленькая, незаметная. Я уже была депутатом Государственной Думы первый год. Такая должность ответственная, серьезная. Я пыталась доказать, что я не просто артистка, а деятель. Сейчас мне уже это доказывать не нужно, все и так все поняли. Тогда было модно носить платье, а сверху пальто. В знаменитом ателье я заказала себе такой наряд: это было платье с обшлагом с плечами, все расшитое. Я в нем выглядела как Екатерина Вторая, которая принимает парад гренадеров. В этом платье я вплываю в гостиницу «Европа» в Санкт-Петербурге. Там был шикарный прием: все в смокингах, бабочках… Все целуют мне ручки. Из-за угла от бара с рюмкой пристально смотрит на меня режиссер Бортко, с которым мы знакомы лет двести. И вот он ко мне подходит и говорит: «Боже мой, так это ж ты! А я все думал, кто у меня прокурора сыграет?! Только учти у меня малобюджетное кино, денег там почти нет». Я ему сказала: «Володечка! У тебя я готова играть тень от березы! Я готова за это платить». Так я попала на роль прокурора. На съемочной площадке меня переодели в старенькое, рваненькое… Кстати, со мной была моя помощница из Госдумы. Она раньше на съемках никогда не бывала. Снимали в интерьере, в большой квартире. Она сидела пила чай с гримером и костюмером и вдруг слышит из гостиной мой нечеловеческий крик… Она решила, что меня убивают, бросилась меня спасать и чуть не влетела в кадр. Хорошо, что ее перехватили помощники. А это мы снимали сцену, когда опрокидывают на меня стол, и я кричу страшным голосом. Судя по ее реакции, сыграла я натурально.
После этого я снималась в фильме «Свободная женщина» Ахадова. Я маму играла там, учителку. Это женщина со странностями, которая обожает Гарсиа Лорку и читает его только в темноте дома, чтобы, не дай Бог, ученики не услышали. Потом «Родственный обмен» — маленький эпизод. Я играла там бандершу, владелицу ночного кабака. А сейчас очень смешную роль сыграла в фильме про Соньку Золотую ручку (воровку). Мне сначала предложили роль жуткой уголовницы по имени Полина Бугай. Я придумала грим с бородавками, беззубая, страшная, парик подобрала. Но роль эта выпала в процессе съемок, и выяснилось, что как бы она и не нужна. Но режиссер Мережко, с которым я давно знакома, все равно решил меня снять хоть в чем-нибудь. И велел моим помощникам найти для меня роль. Они ничего другого не придумали, как переписать мужскую роль на женскую. Так я стала жандармом. Я играю страшного начальника охраны в тюрьме. Бабищу из меня сделали в жандармском мундире. Я надеюсь, что зрители меня там не узнают, потому что на самом деле я мягкая и пушистая и очень даже милая. С другой стороны, это профессия: надо попробовать разные амплуа, и чтобы это было достоверно.
Я пытаюсь сломать стереотип блондинки
— Скажите, есть ли что-то, о чем вы мечтаете, что хотели бы осуществить?
— Очень много. Я хотела бы закончить изучение испанского языка. Сейчас я воюю с новыми компьютерными технологиями. Пытаюсь научиться работать внутри вашего виртуального пространства. У меня всегда были секретарши, они исполняли все мои поручения. А сейчас я поняла, что сама это должна делать. Общение в Интернете — это совершенно особый вид общения. Я очень люблю ходить на форумы и выслушивать, что люди про нас говорят. Там анонимно, обезличенно люди говорят то, что они на самом деле думают. Я ночами сижу в Интернете и слушаю людей. Иногда разговариваю под каким-нибудь ником, пытаюсь понять, что хотят сегодня люди, что для них важно. Очень часто политики хотят как лучше, а получается как всегда. Мы из самых лучших побуждений что-то делаем, а потом оказывается, что людям совсем другое надо.
— Что из информации форумов вы вычитали о себе? Какие качества из приписываемых вам вы считаете наиболее правдоподобными?
— Вы знаете, очень часто люди знают только одну мою сторону и по ней судят. Мол, артистка. Они же не знают общественной моей работы, науки. Поэтому неправильно интерпретируют мои слова. Я пытаюсь сегодня немного сломать этот стереотип блондинки, артистки.
Комментарии читателей Оставить комментарий