Зощенко преследовали за рассказ в «Мурзилке»

Разгромное постановление ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» 1946 года, вызвавшее преследования Ахматовой и Зощенко, известно всем. Но не все знают, за что именно посыпались шишки на голову Михаила Михайловича. Формальным поводом же послужил детский рассказ «Приключения обезьяны», впервые опубликованный в «Мурзилке»
История такова. Опубликованный в декабрьском номере журнала “Мурзилка” за 1945 год очень смешной, а главное, совершенно невинный детский рассказ «Приключения обезьяны», был затем переиздан в трех книгах и без ведома автора перепечатан журналом «Звезда».
Вот фрагмент этого произведения, послужившего впоследствии яблоком раздора:
«...А во дворе в это время колол дрова один мальчик, подросток, некто Алеша Попов.
Вот он колет дрова и вдруг видит обезьяну. А он очень любил обезьян. И всю жизнь мечтал иметь при себе какую-нибудь такую обезьяну. И вдруг, пожалуйста.
Алеша скинул с себя пиджачок и этим пиджачком накрыл мартышку, которая забилась в угол на лестнице.
Мальчик принес ее домой. Накормил ее. Чаем напоил. И обезьянка была очень довольна. Но не совсем. Потому что Алешина бабушка сразу ее невзлюбила. Она накричала на мартышку и даже хотела ударить ее по лапе. Все из-за того, что, когда пили чай и бабушка положила свою откусанную конфету на блюдечко, обезьянка схватила эту бабушкину конфету и запихала ее в свой рот. Ну - обезьяна. Не человек. Тот если и возьмет что, так не на глазах же у бабушки. А эта прямо в присутствии бабушки. И, конечно, довела ее чуть не до слез.
Бабушка сказала:
- Вообще это крайне неприятно, когда в квартире живет какая-то макака с хвостом. Она будет меня пугать своим нечеловеческим видом. Будет прыгать на меня в темноте. Будет кушать мои конфеты. Нет, я категорически отказываюсь жить в одной квартире с обезьяной. Кто-нибудь из нас двоих должен находиться в зоологическом саду. Неужели же непременно я должна перейти в зоологический сад...
Алеша сказал своей бабушке:
- Нет, бабушка, вам не надо переходить в зоосад. Я вам гарантирую, что мартышка больше ничего у вас не съест. Я научу ее кушать с ложечки. И пить чай из стакана. Что касается прыжков, то не могу же я запретить ей лазать на лампу, которая висит на потолке. Оттуда, конечно, она может прыгнуть вам на голову. Но вы, главное, не пугайтесь, если что произойдет».
На взгляд обычного читателя, это просто рассказ для детей… Но ведь все дело в интерпретации! Если приглядеться, то в содержании рассказа можно усмотреть такое, что в страшном сне не приснится.
Секретарь ЦК А.А. Жданов в своем печально знаменитом докладе утверждал: «Если вы повнимательнее вчитаетесь и вдумаетесь в рассказ «Приключения обезьяны», то вы увидите, что Зощенко наделяет обезьяну ролью высшего судьи наших общественных порядков и заставляет читать нечто вроде морали советским людям. Обезьяна представлена как некое разумное начало, которому дано устанавливать оценки поведения людей. Изображение жизни советских людей, нарочито уродливое, карикатурное и пошлое, понадобилось Зощенко для того, чтобы вложить в уста обезьяне гаденькую, отравленную антисоветскую сентенцию насчет того, что в зоопарке жить лучше, чем на воле, и что в клетке легче дышится, чем среди советских людей».
После этого доклада и выпущенного вслед постановления этот рассказ становится «криминальным», а вместе с ним «криминальным» становится и все творчество Зощенко. Писатель, которого знали все – от вчерашнего ликбезовца до академика, не уронивший свою славу на протяжении двух десятилетий, в постановлении был заклеймен как «пошляк», «хулиган» и «подонок литературы», «глумящийся над советскими людьми». Его изгнали из Союза писателей и лишили продовольственных карточек, что было насущной необходимостью в первый послевоенный год. Его имя, получив статус бранного слова, выпало из литературного обихода. Многие думали, что и он сам тоже выпал из жизни. Но он прожил еще двенадцать мучительных лет.
Комментарии читателей Оставить комментарий