Мария Мохова сделала выбор в пользу тех, кто пережил сексуальное насилие

Эксклюзивный фоторепортаж специального корреспондента KM.RU Антонины Вершининой
В 1996 году о такой деликатной проблеме, как сексуальное насилие, в России просто не говорили. И люди спивались, кончали жизнь самоубийством просто от невозможности справиться с бурей своих чувств. Программ реабилитации для таких людей в России не существовало. Но появление центра «Сестры» в Москве эту ситуацию изменило. Хотя, конечно, такая программа и на федеральном уровне очень нужна.
Когда Мария Мохова пришла на тренинг для операторов горячей линии для волонтеров кризисных центров помощи пережившим сексуальное насилие, ее младшему сыну Алеше исполнился год. Ее слова «Я сегодня родила сына» вызвали у других добровольцев недоумение. «Вы что же, прямо из роддома к нам?» - спросили ее будущие коллеги.
С двумя маленькими детьми Мария не смогла пройти мимо чужой беды
Трудно описать ужас и смятение молодой мамы Марии Моховой, когда ее годовалый сын Юра получил ожог, опрокинув на себя чашку с горячей водой. Но не меньшим потрясением для нее было поведение оператора из службы «03», куда Мария сразу же позвонила. На вопрос, как помочь малышу до приезда скорой помощи, дежурная ответила: «Ну вы ожоги маслицем помажьте». Волдыри на теле ребенка появились под рукой мамы через несколько секунд после того, как она воспользовалась злополучным советом безграмотного медработника. Мазать маслом ожоги категорически нельзя. Из-за этого «доброго совета» Юре пришлось делать операцию по пересадке кожи.
С тех пор Мария часто думала о том, как важно в первые минуты после несчастья обратиться к неравнодушному профессионалу.
О существовании региональной общественной организации «Сестры» Мария узнала из публикации в газете несколько лет спустя.
О необходимости оказания комплексной помощи пережившим сексуальное насилие первой заговорила вслух Наталья Гайдаренко. Она работала психологом в Институте детства и сталкивалась с такими ситуациями в своей практике. Сначала Наталья оказывала посильную психологическую помощь, просто публикуя объявления в газете и отвечая на письма переживших сексуальное насилие. Наконец, когда женщина ответила более чем на тысячу таких писем, она поняла, что необходима специальная общественная организация, которая смогла бы полностью заниматься помощью людям, пережившим насилие. Так в 1994 году появился телефон доверия.
Прочитав в статье, что эта организация готова принять добровольцев для обучения работе консультантов горячей линии, Мария позвонила просто потому, что хотела выразить свое восхищение людям, которые выполняют такую важную работу. Молодая женщина хотела помочь, только понимала, что предложить ей центру нечего. У нее почти не было свободного времени. Но сердцем она не могла не откликнуться на чужую беду.
Она всегда очень боялась, что люди могут причинить друг другу боль или даже увечья. Однажды, будучи на последних сроках беременности, Мария увидела дерущихся молодых парней и… бросилась между ними с криком: «Остановитесь, вы же убьете друг друга!» Подоспевший милиционер долго выговаривал молодой женщине за ее преступное легкомыслие. Но она не могла поступить иначе. С юности Мария не проходит мимо людей, лежащих на улице. Потому что человеку может быть плохо. И тогда она вызывает скорую или милицию, если перед ней лежит в бесчувствии пьяный. Она боится, что человек ночью замерзнет и умрет.
Никаких сомнений в том, что она станет добровольцем в центре «Сестры», у нее не было.
Консультант телефона доверия часто психологически «сгорает» во время работы
Правда, девушку, которая говорила о своем желании стать волонтером в центре «Сестры», сотрудница этой организации вежливо поблагодарила за добрые слова, а затем около часа вдумчиво расспрашивала о причине ее желания оказаться в числе добровольцев. Это сначала сильно удивило и даже расстроило Марию, но со временем, уже возглавляя центр, она поняла, как много людей пытаются получить доступ к информации о переживших сексуальное насилие лишь… из любопытства. «Там так много интересных историй из жизни», - можно услышать от начинающей журналистки. «Эти женщины столько пережили», - будет ответом женщины, которая просто любит копаться в чужом грязном белье, воспринимая чужую жизнь как бразильскую мыльную оперу наяву, сгорая от желания своими глазами увидеть истерзанную главную героиню. Психически больные люди тоже эпизодически проявляют интерес к работе центра. Вот почему отбор добровольцев проводится очень жестко и поэтапно. Допускаются на тренинг далеко не все желающие.
«Если бы мы не обжигались, наверное, были бы не так строги в отборе. Но бывали случаи, когда один неуравновешенный человек разрушает работу всего коллектива. Срывы бывают у всех. Это синдром «сгорания» консультанта горячей линии. Однако этот синдром человек, по правилам, должен переживать при поддержке психолога-супервизора, который помогает восстановить душевное равновесие. А когда человек вместо того, чтобы воспользоваться этой помощью, устраивает коллегам истерики со словами, что это только он один всю работу на себе тянет, это очень мешает другим вести себя адекватно на работе, которая скорее напоминает минное поле. Если оператор ошибся, не смог подстроиться под душевный настрой пострадавшего, с жертвой насильника может случиться непоправимое. Вот почему нервных людей, которые плохо себя контролируют, в рядах волонтеров не может быть», — говорит Мария.
Практика показала, что хотя критерий отбора не включает в себя графу «высшее образование», людей без институтской подготовки в любой сфере среди добровольцев нет.
Чтобы ориентироваться в широком круге вопросов, которые возникают у переживших сексуальное насилие, консультант телефона доверия должен обладать широким кругом знаний и быстрой реакцией. Общая эрудиция тоже не последний фактор.
Обучение добровольцев основам телефонного консультирования длится в течение месяца — 8 полных дней (выходных). Ведь нужно освоить и узнать очень многое, чтобы правильно оказывать помощь пострадавшим. Это и необходимость помочь им прийти в себя, очнуться и начать действовать: сдать необходимые анализы, написать заявление в милицию, разобраться, что должен сделать следователь и чего он не имеет права предпринимать.
Но главное - консультант должен пострадавшего выслушать, потому что человеку совершенно необходимо высказаться, выплакаться. Говорить о своих чувствах людям, оказавшимся в беде, в повседневной жизни бывает стыдно. Поэтому страх и одиночество лишь усугубляют душевные страдания человека, попавшего в беду.
В Москве жертвам работорговцев негде укрыться от преследования
Консультантами телефона доверия в центре «Сестры» могут работать только женщины. Волонтеры мужчины помогают скорее в области юридической поддержки.
Ведь пока в центре могут оказать только психологическую и юридическую помощь. Но, увы, «Сестры» не имеют ни медицинского центра, куда могли бы бесплатно обратиться пострадавшие от насильников, ни убежища, где могли бы укрыться от работорговцев бежавшие секс-рабыни, обманом или силой увезенные в Москву из российской глубинки или ближнего зарубежья.
Хотя сами сотрудники центра не имеют возможности вернуть переживших сексуальное насилие на родину, тем не менее стараются разработать план безопасности и перенаправить пострадавшую в организации, которые могут оказать содействие в возвращении.
Придя в центр в 1996 году на тренинг консультантов телефона доверия, Мария сначала в выходные дежурила на телефоне. Ведь в рабочее время ей было не с кем оставить детей, маленьких Юру и Алешу.
Спустя два года работы в центре декретный отпуск Марии закончился. Надо было делать выбор — возвращаться на работу по специальности или же продолжать добровольческую помощь. Ситуация осложнялась еще и тем, что руководитель центра Наталья Гайдаренко в то время была вынуждена уехать из Москвы по семейным обстоятельствам. Финансовый вопрос выживания организации тоже стоял очень остро. Надо было искать гранты на поддержание линии телефона доверия. А вскоре Мария стала директором организации «Сестры».
Прежде очень далекая от экономики, она осваивала основы финансовой деятельности организации, разрабатывала с коллегами проекты, выпускала книги в помощь пережившим сексуальное насилие.
Детям в Интернете грозит опасность
Старший сын Марии Юра теперь уже помогает маме в ее нелегкой работе. Недавно он перевел с английского языка ужасающий доклад о насилии над детьми в киберпространстве. О том, что с детьми знакомятся охотники за малолетними жертвами в Интернете - в чатах, компьютерных играх, многие родители даже не догадываются. Ведь переписку детей никто не контролирует, а полная анонимность знакомых ребенка таит в себе огромную опасность.
Детей вовлекают обманом, шантажом и угрозами в занятие виртуальной порнографией при помощи веб-камер, которые есть почти в каждом доме, а затем зачастую просто похищают.
Мария надеется, что ей удастся ввести в школах обучающие занятия для подростков, где ребятам объясняли бы правила безопасности в Интернете. Ведь незнание об этой страшной угрозе и приводит детей к психическим травмам или даже гибели.
Современные технологии позволяют вычислить адрес местонахождения любого компьютера, поэтому ребенок, не зная этого, может подвергнуть опасности всю семью. Ведь дети обеспеченных родителей через Интернет бесконтрольно сообщают своим новым знакомым информацию о составе семьи, распорядке дня ее членов и даже расположение сейфа, если он есть в доме.
Дети должны знать, что в целях безопасности они не должны отправлять новым знакомым фотографии свои и членов семьи. С помощью «Фотошопа» любое изображение легко можно обработать и превратить в порнографический снимок, приставив голову ребенка к изображению другого ребенка, участвующего в оргии.
Затем, опасаясь, что этот снимок запустят в Интернет, ребенок становится послушным исполнителем воли новых знакомых…
Второе правило безопасности в Интернете — отказ от предоставления любых сведений о своей семье незнакомцам в Сети, так как местонахождение ребенка легко можно вычислить, зная IP-адрес компьютера.
Третье правило безопасности — не открывать файлы с раширением .ехе, так как там могут быть порнографические изображения.
Четвертое правило — сообщать обо всех попытках агрессии через Интернет родителям, так как в МВД существует специальное отделение по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий, и, получив доступ к компьютеру ребенка, его сотрудники могут найти агрессора и привлечь его к уголовной ответственности за развратные действия.
Пятое правило — надо учитывать, что среди похитителей и развратителей детей есть опытные профессиональные психологи, поэтому вопрос в стиле: «Есть ли у тебя проблемы с родителями?» — это тоже верный признак попытки отрезать ребенка от семьи и завладеть его сознанием. Многие дети чувствуют себя очень одинокими, у них могут не складываться отношения со сверстниками. И именно они составляют группу риска.
Обратиться за помощью в центр «Сестры» могут не только пережившие насилие, но и их родственники, не менее тяжело переживающие несчастье близких. Сейчас телефон 901-02-01 работает с 10 до 20 ежедневно, кроме выходных.
Если вы хотите помочь нашему герою, вы можете написать по адресу okuneva@post.km.ru. Мы обязательно с вами свяжемся.
Комментарии читателей Оставить комментарий