]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Главное
Главная → Главное
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Вольтерьянцы и вольтерьянки

17:00 25.10.2004

• Василий Аксенов М.: Эксмо, 2004.   Про что: Известно, что просвещенная монархиня Екатерина II переписывалась с Вольтером, причем их переписка была хотя и интеллектуальной,

•

Василий Аксенов

М.: Эксмо, 2004.

 

Про что: Известно, что просвещенная монархиня Екатерина II переписывалась с Вольтером, причем их переписка была хотя и интеллектуальной, однако очень личной и в каком-то смысле даже страстной. Известно, что переписывалась, но неизвестно, чтобы встречалась. В новом романе Василия Аксенова на одиноко стоящем острове Оттец в Балтийском море в секретном замке Доттеринк-Моттеринк эта историческая встреча все-таки происходит. Императрица прибывает туда инкогнито, в мужском обличии, однако пожилой философ, ранее не замеченный в гомосексуальных наклонностях, ухитряется в нее влюбиться…

 

Бизнесмен и пиарщик из осьмнадцатого века

 

Василий Аксенов, автор, гораздо лучше известный нашим родителям, чем нам, относится к тому редкому разряду культурных деятелей, которые с наступлением мировой славы и признания не только не уходят на покой, но даже не переквалифицируются в унылых вещателей вечных истин. Отнюдь. Чрезвычайно энергичный и работоспособный Аксенов кажется не «живым классиком», в когорту которых его так и подмывает зачислить - хотя бы по выслуге лет и количеству написанных им романов, повестей, рассказов, пьес и сценариев – а молодым таким, многообещающим писателем, чьи новые произведения обязательно будут еще лучше предыдущих. Ну не верится, что ему семьдесят два, хоть убейте! В таком солидном возрасте вроде бы полагается писать мемуары, поучать читателей и серьезной миной рассуждать о «судьбах» и «путях», а Аксенов вместо этого выпускает ироничные романы, в которых активно употребляется слово «ж…», и (о, ужас!) позволяет снимать по себе сериал. А что до мемуаров, то он их и слышать ничего не хочет, даром что принимал в культурной жизни знаменитых шестидесятых-семидесятых активнейшее участие и знаком был со всеми, с кем в то время только можно было быть знакомым.

 

О романе «Вольтерьянцы и вольтерьянки» слышно уже давно. Так, писатель несколько раз обмолвился в интервью, что пишет роман об увлекшей его переписке Вольтера с Екатериной II и что даже, может быть, именно потому переехал жить во Францию. Обращение шестидесятника к теме галантного «осьмнадцатого» столетия может кому-то показаться удивительным. Но, подумавши, связь найти можно. Как все знают, для России восемнадцатый век стал эпохой выхода в Европейский свет, временем активного обращения российской власти к передовым западным идеям, а разве может быть что-нибудь ближе тому самому автору, который в свое время был первым, кто ввел в литературный русский язык слово «джинсы»?

 

Однако джинсы джинсами, а в новом романе Аксенова главное место занимает все-таки не западничество и стиляжество, а особый старорежимный русский язык. Кому-то язык, которым написан «старинный роман» может показаться «лишь» стилизацией. Это не так. Любой внимательный читатель, особенно если он немного знаком с литературой той эпохи, заметит массу анахронизмов, иронизмов и прочих не-совсем-точностей. В восемнадцатом веке, вроде бы, не употребляли слова «прикид», вряд ли тогда рассказчик мог бы ошибиться со множественным числом глаголя «есть» - «суть», да и самовар, который радостно заваривают герои на палубе стопушечного корабля «Не тронь меня!», кажется, появился несколько позже…

 

Думается, что все эти «оговорки» или «описки» возникли если и не по умыслу, то уж во всяком случае не вполне случайно. В романе затеяна очаровательная игра с историческими параллелями и реалиями разных эпох, смешанными в некий вольнодумный «вольтерьянский» коктейль. Один из персонажей, граф Афсиомский Ксенопонт Петропавлович, тайный деятель Российской империи, организовавший вымышленную эпохальную встречу, упорно порывается назвать Александра Сумарокова, у которого он забыл отчество, «Исаевичем». А Мишель, один из двух юных рязанских дворян, этаких гардемаринов сопровождающих Вольтера к месту встречи, получив чем-нибудь тяжелым по голове, видит «дьявольские» картины будущего, в котором все ездят в жестяных повозках без лошадей и бреются жужжалами.

 

С другой стороны, очень современной выглядит фигура замшелого Вольтера, «пиарщика и бизнесмена», как выразился Аксенов, чья главная любовь, Эмили дю Шатле, в описании подозрительно напоминает современную высокую и тощую подиумную красотку, которую завистливые современницы обзывают «гренадиром» и «мужиком».

 

Тут, кстати, как раз открывается еще одна важная тема «Вольтерьянцев» - андрогинность восемнадцатого века, когда мужчины ходили на высоких тонких каблуках, с муфтами, пудрились и завивались, а дама вполне могла переодеться мужчиной, как, например, Екатерина, которая это дело очень любила. Прямо как в наше время, хотя ханжи и лицемеры до сих пор утверждают, что мы в этом смысле уже достигли дна деградации.

 

Напрашивается ряд дерзких уподоблений. Следует ли все это понимать в том смысле, что, по мнению автора, мы сейчас так же, как они там, в екатерининские времена, выходим в свет, ищем свой исторический путь (разговор о «пути», от которого мы так открещивались, однако же вылез!), свой литературный язык, все еще не зная, следует ли писать «счастье» или же «щастье»? Видимо, следует.

 

Читать книгу на Lib.km.ru

 

Об авторе:

 

 

Биография Василия Павловича Аксенова наследует сразу нескольким «лучшим традициям русского писательства. Во-первых, по образованию он медик (как, например, Булгаков). В 1956 году будущий писатель закончил 1-й Ленинградский медицинский институт им. И.П. Павлова - по настоянию родителей, репрессированных партийных работников, сказавших сыну: «Иди лучше в мед, врачи в лагере лучше выживают». Во-вторых, он эмигрант (как, например, Набоков). Из-за истории с литературным альманахом «Мертополь», в создании которого Аксенов принимал активное участие, лишенный в 1980 году советского гражданства, он начал преподавать в Вашингтоне русскую литературу и впоследствии даже начал писать по-английски (роман "Желток яйца")

 

Писательская карьера Аксенова началась в 1958 году с публикации в журнале «Юность» рассказов "Факелы и дороги" и "Полторы врачебных единицы". Повесть «Коллеги», опубликованная в 1960 году, положила начало осмыслению культурной роли того поколения, которому было дано название «шестидесятники». После этого написал множество романов, рассказов, повестей и пьес, некоторые из которых были экранизированы («Коллеги», «Звездный билет»), отдельные - запрещены (романы «Ожег» и «Остров Крым»), но при этом все имели резонанс.

 

В настоящее время, отказавшись от преподавания, занимается главным образом литературой и живет сразу на три дома – в России (чье гражданство ему было возвращено), в США и во Франции.

Темы: Книжный бизнес
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
Ракеты Tomahawk и бомбы GBU-57 принуждают Иран «к миру»: 22 июня Трамп начал свою первую войну
Путин подписал закон о защите русского языка
Война на Ближнем Востоке сменилась то ли миром, то ли паузой
© KM.RU, Наталья Ступникова
У школы отнимут функцию оценки знаний?
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Кинопремьера «Конец Славы»: представь себе, что ты лежищь в гробу
Александр Ф. Скляр и «Ва-Банкъ» и 15 сентября, «16 Тонн»
Войска Восточного военного округа спасают жителей от природных катаклизмов
Садовая шпалера: 9 креативных идей наружного огрождения
«Все последние месяцы главной темой информпространства является тема весеннего украинского наступления. Оно уже началось»
«Мастер» 35 лет, 25 ноября, «Известия Hall»
Мара, 23 апреля, BigBen (Тверь)
АрМИ-2022: в Калининградской области начался конкурс «Морской десант»
Ирина Стачинская (флейта) и Евгения Кривицкая (орган), 10 февраля, Усадьба Кусково
Ермак – оккупант, Тамерлан – освободитель?
Евгений Маргулис сыграл в самом рок-н-ролльном месте Москвы
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.