Архиереи определяют кандидатов в Патриархи

Сегодня, 25 января, в Москве открывается Архиерейский собор Русской православной церкви. Он определит кандидатов на патриарший престол, один из которых будет избран патриархом Московским и всея Руси на предстоящем спустя два дня Поместном соборе РПЦ.
В отличие от Поместного собора, которому по Уставу Русской церкви принадлежит высшая власть в области вероучения и канонического устроения, Архиерейский собор – высший орган иерархического управления РПЦ. Архиерейский собор состоит из епархиальных архиереев, а также викарных архиереев (епископов, которые не имеют своей епархии и помогают в управлении правящему епархиальному архиерею), возглавляющих синодальные учреждения и духовные академии или имеющих каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами. Иные викарные епископы могут участвовать в заседаниях Архиерейского собора лишь без права решающего голоса.
Поместный собор, созыв которого 27 января должен утвердить Архиерейский собор, состоит, помимо епархиальных и викарных архиереев, которые являются его членами по своему положению, также из представителей клира, монашествующих и мирян. Процедура избрания на Поместный собор делегатов от клира, монашествующих и мирян и их квота были установлены в конце 2008 года Священным синодом РПЦ, и они также будут утверждены на сегодняшнем заседании Архиерейского собора.
'''История Поместных соборов Русской церкви'''
Поместный собор, который пройдет 27-29 января в храме Христа Спасителя в Москве и который призван назвать имя 16-го патриарха Московского и всея Руси, станет уже 6-м по счету Поместным собором в истории Русской православной церкви.
Поместный собор как канонический термин, отмечает [http://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=861 «Интерфакс-религия»], обозначает Собор поместной Церкви (тем самым подразумевается его противопоставление Вселенскому собору). Однако более распространено восприятие Поместного собора как Собора широкого состава, в который входят не только епископы, как в случае с Архиерейским собором, но также клир и миряне.
Исходя из этого, более распространенного значения, можно сказать, что в истории Русской церкви до сих пор было всего 5 Поместных соборов, и все они проходили в XX веке: в 1917-1918, 1945, 1971, 1988 и 1990 гг. Все остальные Соборы (за исключением Архиерейских соборов), проводившиеся прежде, были скорее прообразом этих Поместных соборов. В то же время надо учитывать, что единая модель участия клириков и мирян в Поместных соборах XX века отсутствовала.
Соборы на Руси созывались, начиная с Крещения Руси в 988 году. Однако о Соборах Киевского периода исторической науке почти ничего не известно. Некоторые сведения начинают поступать, начиная с периода татаро-монгольского ига и Московской Руси. Более того, до Соборов XX века и выборов-то на т. н. Поместные соборы не проводилось. Существовала традиция (жесткой регламентации не было) приглашать на Собор видных московских священников (обычно их представляли настоятели кремлевских соборов и церквей), настоятелей крупных монастырей Владимира, Суздаля, Новгорода и других городов. Кроме того, присутствовал царь со своей свитой. Подписи под деяниями Соборов ставили обычно только епископы, что придавало им качество скорее Архиерейских соборов. Великие князья и цари сами указывали предметы соборных рассуждений, они же нередко публиковали соборные постановления от своего собственного лица. Стоит также учитывать, что в синодальный период (1721-1917 гг.) Соборы вообще не проводились, поскольку Церковь управлялась Священным синодом.
'''Наиболее известные Соборы досинодального периода:'''
Владимирский собор 1274 года:
– принял «Кормчую книгу» святого '''Саввы Сербского''', которая имела важное значение для церковного права, запретил рукоположение лиц, не достигших канонического возраста, и холопов;
– осудил духовенство за отступления от церковного устава при совершении евхаристии и крещения, пьянство, языческие обряды и зрелища, бесчинные игры в канун праздников, народные бои, не обходившиеся без гибели участников;
– осудил обычай водить невест к воде, запретил изображать кресты на земле и на льду.
Собор 1503 года:
– распорядился расселить т. н. «двойные монастыри», в которых одновременно жили монахи и монахини;
– запретил вдовствующим представителям духовенства совершать богослужения, если они не примут пострига.
Стоглавый собор 1551 года:
– издал Уложение из 100 глав, в котором были собраны и систематизированы все нормы действующего на то время права Русской церкви («Кормчая», «Устав святого Владимира», постановления Собора 1503 года, послания митрополитов).
Постановления Стоглавого собора касались архиерейских пошлин, церковного суда, дисциплины духовенства, монахов и мирян, богослужения, монастырских вотчин, народного образования и попечения о нищих. Постановления Стоглава о двуперстии, о «Сугубой Аллилуйи» стали впоследствии знаменем для старообрядцев.
– запретил светским судам судить духовных лиц;
– предложил епископам и городскому духовенству устраивать школы для подготовки ставленников;
– мирянам предоставлялась возможность выбирать кандидатов священства;
– осудил распространенные в народном быту бесчинства и пережитки язычества, судебные поединки, скоморошеские представления, азартные игры, пьянство.
Собор 1590 года (проходил после учреждения патриаршества в Москве в 1589 году):
– издал деяние с грамотой Константинопольского патриарха '''Иеремии II''' об избрании патриархом Иова и о патриаршем титуле его преемников.
Большой Московский собор 1667 года:
– постановил лишить патриарха '''Никона''' сана и сослать его в Белозерские монастыри;
– осудил старообрядцев;
– отменил постановление Филаретовского собора 1621 года о перекрещивании западных христиан и запрет священнослужения вдовствующим священникам и диаконам;
– запретил рукополагать невежд;
– повелел священникам обучать своих детей грамоте;
– постановил вступивших во второй брак священнослужителей лишить сана, но дозволил им петь на клиросе или вступать на государеву службу, кроме военной;
– запретил мирянам судить клириков за церковные преступления;
– запретил постригать одного из супругов без согласия другого, а также требовать от постригающихся вкладов в монастырь;
– постановил митрополитам носить белые клобуки, а диаконам и священникам – скуфью;
– выработал норму взаимоотношений церковной и государственной власти, согласно которой царь имел преимущество в делах политических, а патриарх – в церковных.
Московский собор 1675 года:
– установил положения о преимуществах и отличиях патриарха, митрополита, архиепископа, епископа и других иерархических лиц;
– постановил варить миро для всей Руси только в Москве;
– запретил священникам отдавать свои места в приданое дочерям, с тем, чтобы эти места переходили к зятьям.
Поместные соборы XX века
Всероссийский Церковный собор 1917-1918 гг. (открылся 15 августа 1917 года в Успенском соборе Кремля), который проходил с широким представительством мирян:
– восстановил патриаршество;
– избрал патриархом путем жребия из трех кандидатов '''Тихона''' ('''Белавина''');
– издал определения о порядке избрания, правах и обязанностях патриарха, о Священном синоде и Высшем церковном совете, о местоблюстителе патриаршего престола, о епархиальном управлении, о приходах, монастырях и монашествующих, о правовом положении Церкви в государстве, привлечении женщин к участию на разных поприщах церковного служения.
Поместный собор 1945 года:
– принял положение об управлении Русской церковью;
– избрал открытым голосованием и на безальтернативной основе патриарха '''Алексия I''' (его предшественник, патриарх '''Сергий''' ('''Страгородский'''), был избран в 1943 году Собором епископов тем же способом).
Поместный Собор 1971 года:
– избрал открытым голосованием патриарха '''Пимена''' ('''Извекова''');
– отменил клятвы (предание проклятию) Московского собора 1667 года на старообрядцев, признал старые русские обряды «спасительными, как и новые обряды, и равночестными им».
Поместный Собор 1988 года (год тысячелетия Крещения Руси):
– прославил в лике святых '''Дмитрия Донского''', '''Андрея Рублева''', '''Максима Грека''', святителей '''Макария Московского''', '''Игнатия Брянчанинова''' и '''Феофана Затворника''', преподобных '''Паисия Величковского''' и '''Амвросия Оптинского''';
– издал Устав об управлении Русской церковью.
Поместный Собор 1990 года:
– избрал патриарха '''Алексия II''';
– канонизировал праведного '''Иоанна Кронштадтского''';
– постановил проводить Соборы с участием клириков и мирян раз в 5 лет (правда, это решение было отменено на Архиерейском соборе 2000 года).
Поместный собор 27-29 января 2009 года
Будет ли чем-то отличаться предстоящий Поместный собор, уже 6-й по счету в истории РПЦ, от предшествующего Собора 1990 года, на котором патриархом был избран '''Алексий II'''? Этот вопрос KM.RU адресовал пресс-секретарю Союза православных граждан России '''Кириллу Фролову''':
– С процедурной точки зрения предстоящий Поместный собор будет абсолютно свободным собором, на который никто не будет оказывать давление. Вспомним, что Собор 1917-1918 гг. проходил вначале в условиях Временного правительства, а потом – в условиях большевистского переворота. И Временное правительство активно давило на Поместный собор, стараясь добиться того, чтобы он не восстановил в России патриаршество. А если это не получится – то, по крайней мере, не допустить избрания на патриарший престол выдающегося деятеля Русской церкви митрополита '''Антония''' ('''Храповицкого'''), который был даже арестован, а затем фактически сослан в монастырь. Задача была – отстранить его от подготовки Поместного собора, не допустить его до патриаршества, не допустить вообще восстановления патриаршества. Затем последовал большевистский переворот. Поместный собор, тем не менее, все же восстановил патриаршество, вопреки тогдашней политической конъюнктуре.
А вот прошлый Поместный собор 1990 года был одним из самых свободных, потому что большевистская власть уже валилась, а новая власть к тому времени еще не окрепла. И Церковь смогла сделать тот выбор, который она желала.
Поэтому для нас принципиально важно преемство по отношению к Собору 1990 года – в т. ч. и в отношении процедуры избрания патриарха. Не случайно сейчас антицерковное лобби пытается поставить под сомнение выбор 1990 года: дескать, тогдашнее избрание патриарха прямым тайным голосованием было «данью» горбачевской перестройке, а на самом деле надо было кидать жребий. Но ведь в 1990 году никакого давления на Собор не было, перестройка к избранию '''Алексия II''' не имеет отношения. Поэтому любой нормальный христианин не может не выступать в поддержку традиций Собора 1990 года, когда Церковь сама, без давления извне сделала свой выбор.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Боюсь, что кого бы не избрали, православная церковь не будет биться за свою паству, как это делают мусульмане и иудеи.Те служат объединительным началом для своих, всячески помогают. А наши священники в большинстве своем считают, что если Вам надо, сами придете.Как в магазин. А они, так и быть, окормят духовно. Да и церковь очень засорена, и евреями, прикидывающимися православными, и тем, что не стыдясь, берет грязные деньги от бандитов и авторитетных бизнесменов. Очень мало конкретной помощи нуждающимся.
Не.. ну Вы вылитый дерьмократический источник.. Так разваливали Союз!Теперь Вам спать спокойно не дает православная церковь? Давайте разрушим.. а затем (с)?
///Или увидим бормочащего старика удобного ВСЕМ, закостенелого в догмах, трясущегося от страха за свое имя и пост\\\
А у Вас проблемы (читай конфликт) с догматами православной церкви? Или Вам не нравится, что у православных Святая Троица - и есть Бог? А может Вы считаете, что в церковь ходить нет необходимости? А может "Код Да Винчи" пересмотрелись?
///Иметь замки, яхты,сотни га. земли и возродить крепостничество, пусть даже духовное!\\\
А это что за перл? Потрудитесь "розшифровать", дабы быть правильно понятым.
oruss
///Да есть древние традиции, да есть основопологающие догмы, НО на дворе не 16век, и мы не холопы.Хотя многие хотят видеть именно так, собирать «ясак» и бить плетью провинившихся.Иметь замки, яхты,сотни га. земли и возродить крепостничество, пусть даже духовное!\\\
Очень даже в духе времени. Вы отлично потрудились!! Чем то напомнило радио свободы образца начал 80-х - про «холопы не мы, мы не холопы»!
///Будет ли новый Патриарх дело делать, реформировать Церковь в свете современоого миропонимания, проблем вставших перед РУССКИМИ в настоящем времени?\\\
А это как? Не потрудитесь объяснить (в свете современного понимания)? И еще.. не потрудитесь объяснить как Вы представляете себе реформирование православной церкви?
Кирилл - патриарх!
Много званых,да мало избранных...