Белоруссия могла бы проявить большую солидарность с Россией

'''Эксклюзивный комментарий Александра Фадеева специально для KM.RU'''
С моей точки зрения, Белоруссия как суверенное государство сама определяет свою внешнюю политику. И в этом отношении она может прислушиваться к призывам России, как ее союзник, а может поступать с точностью до наоборот, проводя свою внешнюю политику, которая у Белоруссии определена как многовекторная. Для Белоруссии признание Южной Осетии и Абхазии - это вопрос, который требует времени для размышлений. Потому от этого государства не стоит ожидать быстрого признания Южной Осетии и Абхазии.
С другой стороны, Белоруссия могла бы в период грузинской агрессии проявить большую солидарность с Россией. Но она этого не сделала. Поэтому, с моей точки зрения, торопить Белоруссию не стоит. Минск должен все взвесить. Конечно же, логика вещей подсказывает, что Белоруссия, пойдя на такой шаг, укрепила бы свои отношения с Россией. Тем не менее, никакой нажим на Минск осуществлять не стоит: он должен сам определиться в этом вопросе. Принятое решение будет показателем того, как стратегически Белоруссия видит свои отношения с этими кавказскими республиками и Россией.
У Белоруссии есть свои основания для того, чтобы торопиться с принятием решения. К сожалению, я вынужден констатировать, что в какой-то момент руководство Республики Беларусь посчитало, что может получить определенные дивиденды, связанные с развитием кризиса на Кавказе, улучшив свои отношения и с Брюсселем и Вашингтоном. Этот лейтмотив был очень тревожным для России. Минск очень долго тянул с выражением своих соболезнований пострадавшему южноосетинскому народу, с оказанием ему гуманитарной помощи. Эта пауза была затянута.
Это ожидание Минска было связано с тем, что он полагал, что Россия провалится в проведении миротворческой операции. Поэтому он опасался того, что окажется союзником России в таком сложном положении. И потому, встречаясь в момент эскалации кризиса на Кавказе с министром иностранных дел, Лукашенко не говорил об улучшении отношений с Россией и ее поддержкой на международной арене, в которой наша страна в тот момент нуждалась и могла ожидать от своего союзника. Он же говорил об улучшении отношений с Соединенными Штатами и Евросоюзом. И это - очень тревожный момент в отношениях союзников. Цена же других заявлений Лукашенко девальвирована подобным поведением Белоруссии в дни кризиса. Но еще раз повторюсь: Беларусь - это суверенная республика, потому мы не вправе ей навязывать принципы поведения на международной арене.
Минск должен сам прийти к пониманию того, что союз с Россией выгоден белорусскому народу, экономике и обороноспособности страны. Когда такое понимание появится, а иллюзии об улучшении отношений с Западом развеются, Минск начнет делать реальные шаги по укреплению реального союза. Пока же таких шагов крайне мало, и они непоследовательны. Потому сейчас нельзя с уверенностью говорить о том, что союз Россия - Белоруссия необратим. Чтобы Минск осознал необходимость такого союза, нужно время, учитывая, что белорусская политическая элита как раз отличается неторопливостью в принятии решений, в оценке обстановки. Это - характерная черта внутренней и внешней политики Республики Беларусь. Потому никаких скорых решений и оценок не последует.
Идея создания союзного государства насчитывает уже очень много лет, реальных же шагов никто не торопится делать. Исходя из этого, я бы не стал прогнозировать стремительного развития союзных отношений. Сейчас Минск пытается играть и на западном, и на восточном направлениях. И это притом, что многие представители белорусской элиты считают первое направление предпочтительным. С другой стороны, у Белоруссии не так широк спектр выбора во внешнеполитической ориентации. Я полагаю, что в итоге скажется прагматизм.
В качестве первого шага со стороны Белоруссии я ожидал бы утверждения и создания единой противоздушной и противоракетной обороны с Россией. Этот проект был полностью подготовлен еще много лет назад и разработан до деталей. Лукашенко только остается подписать соответствующий указ, и такая система была бы создана. Я думаю, что это было бы в интересах как Минска, так и Москвы. Но подобное бы напрягло отношения Белоруссии и Запада.
Комментарии читателей Оставить комментарий