]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

«Булава» угробила «Борей»

16:54 15.12.2009
, Максим Хрусталев

Намеченная на 22 декабря закладка 4-го атомного крейсера типа «Борей» может и не состояться

Несмотря на все провалы «Булавы», военное ведомство России будет и дальше проводить испытания этой межконтинентальной ракеты морского базирования. Но возобновление испытаний произойдет не раньше, чем государственная комиссия выяснит все причины неудачных запусков. Так что испытания «Булавы» возобновятся не раньше марта 2010 года, сообщает [http://www.interfax.ru/ Интерфакс] со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе.

Впрочем, сегодня же [http://www.rian.ru/ РИА «Новости»] со ссылкой на представителя военного ведомства сообщило, что новый запуск «Булавы» может состояться уже в январе 2010 года. Возможно, противоречивость этих заявлений является отражением того смятения, которое воцарилось среди высших военных чинов и разработчиков ракеты.

КМ.RU уже [http://news.km.ru/bulava_vnov_proletela рассказывал] про неудачный 12-й официальный запуск «Булавы», как и о предшествовавших ему неудачах. Напомним, что в ходе запуска, проведенного 9 декабря, ракета значительно отклонилась от заданной траектории, и хотя первые две ее ступени отработали без нареканий, однако двигатели третьей ступени дали сбой.

Напомним, что предыдущий (по официальной версии) неудачный пуск, 11-й по счету, состоялся 15 июля 2009 года. Ракета самоликвидировалась «из-за нештатного срабатывания первой ступени». А перед этим «»Булаву» испытывали в декабре 2008 года. Во время работы третьей ступени произошел сбой, после чего была отдана команда о самоликвидации ракеты. После этого испытания ракеты на море были приостановлены для проведения наземных стендовых испытаний – с чего, собственно, следовало и начинать все испытания.

Сейчас, конечно, всем уже понятно, что 10 лет назад и военным ведомством, и правительством, и Московским институтом теплотехники был проявлен невиданный авантюризм (если не сказать хуже), в результате которого под угрозой оказалась обороноспособность страны.

Военные эксперты указывают, что сама концепция унификации стратегических ракет морского и наземного базирования, предложенная разработчиками «Булавы», оказалась «чересчур самонадеянной по замыслу и ущербной в реализации». Предельно упрощая, задумка поручить разработчикам «Тополя» создать его морской аналог подобна тому, как если бы «Уралвагонзаводу» поручили бы строить ракетный крейсер. Поэтому то, что хорошо при наземном пуске, создало массу проблем, когда ракете пришлось стартовать с морской акватории. Как указывают специалисты, в море стратегический ракетоносец находится в условиях «гидрокосмоса», когда ошибки в определении места и курса неизбежны. При этом точность выработки данных для стрельбы зависит от времени нахождения подлодки на заданном курсе при минимальных отклонениях по скорости, глубине, крену и дифференту.

А т. н. мобильные (наземные, грунтовые или железнодорожные) ракетные комплексы, в отличие от комплексов морского базирования, подвижны лишь условно. Их пусковая установка при подготовке к выстрелу вывешивается и строго горизонтируется гидравлическими опорами. И не где попало, а в заранее выбранных местах старта с геодезической привязкой особой точности. Для баллистических ракет подводной лодки такие условия могут быть созданы лишь при швартовке у пирса в месте базирования.

В Московском институте теплотехники, не имеющем опыта морского ракетостроения, это могли и не учитывать. И в результате многоходового лоббирования вопроса МИТ взялся за создание новой системы оружия на голом месте. А все существовавшие до этого наработки, в т. ч. многолетний опыт уральского КБ им. Макеева, где как раз специализировались на баллистических ракетах для подводных лодок, были отвергнуты за ненадобностью.

Причем конструкторы МИТ намеренно отказывались от контрольных испытаний с наземного стенда, чтобы в условиях отсутствия качки, набегающего потока воды, волнения, ветра и перепадов давления не проявились все недоработки и провалы конструкции. А ведь, как вспоминают военные эксперты, при академике Макееве и некоторое время после его смерти с наземного стенда по каждому новому «изделию» проводилось от 16 до 20 пусков на различные дальности. Результаты этих испытаний обеспечили модернизацию ракет для полета по настильным траекториям, в т. ч. из высоких широт, для поражения защищенных малоразмерных целей и повышения стойкости к поражающим факторам различной природы.

А после завершения испытаний с наземного стенда проводилось до 18 пусков ракет в различном боевом оснащении с подводных лодок из Белого, Баренцева и Норвежского морей. Скажем, ракетный комплекс Д-19 «Тайфун» с ракетой РСМ-52 при производстве 13 пусков с головной подводной лодки только 2 произвел «недостаточно успешно». Хотя это – ракета такого же типа, как и «Булава»: трехступенчатая, на твердом топливе. Но и весила она не 30-40, как «Булава», а почти 90 тонн. И могла забросить на те же 8000 км головную часть весом 2,5 тонны – с 10 боевыми блоками индивидуального наведения на цель и комплексом средств преодоления ПРО.

Как известно, «Булава» должна стать основным вооружением стратегических подводных лодок «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах» проекта 955/955А «Борей». Согласно планам Министерства обороны России по упомянутому проекту должно быть построено 8 АПЛ. Водоизмещение перспективных АПЛ составляет 17 тыс. тонн, а максимальная подводная скорость – 26 узлов. АПЛ, длина корпуса которых составляет 170 м, способны осуществлять автономное плавание продолжительностью до 100 дней. Однако без ракет «Булавы», под которые эти АПЛ и строились, это – всего лишь гигантские подводные баржи.

Сложилась парадоксальная ситуация. На вооружении флота есть хорошо зарекомендовавшая себя ракета «Синева». Ее производит КБ Макеева. Но она устанавливается на лодки проекта 667БДРМ «Дельфин», а их больше не производят, а те, что есть, со временем будут списаны. «Синеву» устанавливали и на тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» (SSBN Typhoon по классификации НАТО). Но из них осталась только одна – «Дмитрий Донской», принятый в состав флота в 1981 году. И вот в 2003 году «Дмитрий Донской» был модернизирован для запусков «Булавы», и с тех пор является единственной АПЛ, проводящей испытания данного ракетного комплекса. А для лодок проекта 955/955A «Борей», которые сейчас готовятся к спуску, «Синеву» приспособить технически почти нереально. В результате Россия может оказаться с новыми лодками, для которых нет эффективных ракет, с одной стороны, и с нормальными ракетами, но списанными лодками, с другой. Порой появляется ощущение, что кем-то так все и задумывалось.

Череда провалов «Булавы» отразилась и на проекте «Борей». Как сообщает газета «Известия», намеченная на 22 декабря закладка четвертого атомного крейсера проекта 955 типа «Борей» на Северодвинском машиностроительном предприятии может не состояться. По словам источника газеты, Минобороны приняло решение временно «заморозить» программу. «Судя по всему, программа создания морской баллистической ракеты и кораблей-носителей к ней зашла в тупик. Сейчас ни в Минобороны, ни в ВПК никто не хочет брать на себя ответственность за будущие ракеты и субмарины. Вероятно, нужно некое политическое решение, чтобы сдвинуть этот вопрос с мертвой точки», – сообщают «Известия».

'''Военный эксперт Петр Белов так комментирует ситуацию''':

– Я приветствовал бы решение отложить новые испытания «Булавы» хотя бы на несколько месяцев. Существует некий технический принцип: если что-то упорно не получается – отложи и внимательно прочитай инструкцию. Процессный подход предполагает, что если все, начиная с самого нулевого цикла, опытных образцов, делать правильно, и дальше – по всей цепочке, в конечном счете последует положительный результат. Сейчас, похоже, все признали, что к проекту «Булавы» все эти годы подходили авантюристично. Запуск за запуском, изучение, в лучшем случае, проблем отдельных узлов после очередного провала, а системного подхода так и не было – все надеялись, что в конце концов она полетит. Сейчас необходимо разобраться по всей технологической цепочке и проверить качество работы всех смежников, провести экспертизы на всех технологических стыках, потому что дальше так проматывать деньги и позориться на весь мир просто уже нельзя. Но несколько месяцев, как минимум, на эту работу должно уйти.

Что же касается «Бореев», то, по большому счету, это – тоже авантюрный проект. Ну как это – строить лодки, не зная, какие ракеты на них будут устанавливать? Конечно, решение пока приостановить работы над этим проектом выглядит оправданным. В сложившейся ситуации, может быть, высшему руководству вообще надо в корне пересмотреть позиции по нашей ядерной компоненте. Возможно, если у нас – такие проблемы с ракетами морского базирования, следует сделать больший упор на ядерные носители сухопутного базирования, чтобы не рисковать безопасностью страны. Ведь это и в советские времена не было секретом, и сейчас – тем более: наши морские пункты базирования известны наперечет, любое выдвижение с них АПЛ вероятный противник может отслеживать чуть ли не с самого начала. Направления наших возможных маршрутов и на Севере, и на Тихом океане просчитаны неоднократно. Так что, может быть, лучше вообще пока отложить эти морские разработки и направить средства на более неотложные нужды отечественной обороноспособности.

Темы: Армия и обороноспособность России, Проблемы обороны и безопасности в мире
Источник: KMnews
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 19.12.2009, 10:29
    Гость: Русский

    Итак, есть лодки, для которых нет ракет, и есть ракеты, для которых нет лодок. Ошибочка вышла. Это как завезли метрические гайки для болтов с дюймовой резьбой. Так получилось, и нечего теперь искать "рыжих", как сказал "сенатор" плигин на разрушение энергетики региона и убийство 75 человек. Власть, которая не наказывает виновных, является СОУЧАСТНИКОМ ПРЕСТУПЛЕНИЙ. История с "Булавой" это не преступление, а ПРЕСТУПЛЕНИЕ ЧУДОВИЩНОЕ. Поставлена под угрозу уничтожения Россия и Её народ.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 16.12.2009, 15:18
    Гость:

    16.12.2009 14:11DarkNessДля 16.12.2009 08:27 Том**
    Естественно не падает только то что вообще не летает и не тонет только то что вообще не плавает (вот напр наша украинская ПЛ точно самая безопасная в мире, как и боевые корабли приваренные к докам "шоб не потонули").
    НО ! Оправдание типа "а у других еще хуже" - для неудачников (как у нас в Украине постоянно смотрят напр "а вот в России тоже склады рванули - значит у нас типа все хорошо" - ущербная логика, и не стоит таковой и Вам пользоваться). Нельзя ориентироваться что "а вот у других такое-же количество катастроф а значит у нас все в порядке". Пусть у них хоть каждый день что-то "сталкивается и падает" - это не тот "параметр" на который "нужно ориентироваться", и чем можно оправдывать собственные проколы.-----------------------------Конечно Вы правы и писал я вовсе не для того чтобы "оправдывать" а для того чтобы не утверждали что "только у нас все падает".Только и всего.А так конечно нужно свои проблемы решать.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 16.12.2009, 14:11
    Гость:

    Для 16.12.2009 08:27 Том**
    Естественно не падает только то что вообще не летает и не тонет только то что вообще не плавает (вот напр наша украинская ПЛ точно самая безопасная в мире, как и боевые корабли приваренные к докам "шоб не потонули").
    НО ! Оправдание типа "а у других еще хуже" - для неудачников (как у нас в Украине постоянно смотрят напр "а вот в России тоже склады рванули - значит у нас типа все хорошо" - ущербная логика, и не стоит таковой и Вам пользоваться). Нельзя ориентироваться что "а вот у других такое-же количество катастроф а значит у нас все в порядке". Пусть у них хоть каждый день что-то "сталкивается и падает" - это не тот "параметр" на который "нужно ориентироваться", и чем можно оправдывать собственные проколы. А такое количество "неудачных пусков Булавы" говорит уже не о проколах а о системной проблеме, и вполне возможно намеренно созданной и тщательно срежисированной.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 16.12.2009, 14:02
    Гость: ivanъ

    16.12.2009 13:12
    DarkNess

    Для 16.12.2009 09:50 ivanъ
    ВЫ уверены что специалистам вернувшимся напр из США или Израиля, можно бу хоть что-то доверить существеннее разработки новой модели соковыжималки ? Не по причине квалификации а по причине того что Вы никогда не узнаете почему именно и по чьему заданию они вернулись. Тем более если бу понятно что их "пытаются вернуть для стратегически важных для России разработок" ?
    ===================================
    Да пусть они у нас работают, хоть кочегарами. Главное, чтобы их от туда оттянуть. Ведь, без наших "кулибиных", оборонка на Западе сильно пострадает.
    А, если ввести закон, для тех кто еще колеблется в выборе работы на Западе. Поступил в defence, - автоматически лишаешься Российского гражданства. А это значит, навсегда лишиться своих друзей, родственников, Родины. Далеко не каждый захочет "выбросить" Российский паспорт. Даже отморозок Березовский со своим баблом не имеет счастья в Бритишстане.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 16.12.2009, 13:20
    Гость:

    А "планы де.мократов и либерастов" пока что продолжают "беспрепятственно воплощаться". Наземные стратегические силы сокращаются, места их пуска так или иначе по большей части известны, как и базирования, что серьезно облегчает "работу пиндоПРО по ним". Наиболее опасной компонентой были именно стратегические ракеты на подлодках - места пуска заранее определить предельно сложно, плюс пуски могут быть произведены оч близко - не хватит времени на перехват. То есть эта компонента оч серьезно охлаждала пыл тех для кого "оч несправедливо что такие огромные ресурсы Сибири принадлежать одной стране", и эта компонента планомерно и неуклонно уничтожается, якобы в следствие "цепи случайных событий и случайных неправильно принятых решений". Но "случайным" можно считать одно-два события, а когда прослеживается "четкая и неуклонная линия в которую все эти случайные события укладываются", пора задуматься о закономерности и "кому это выгодно", и за что получает деньги ФСБ ?

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (66)
]]>
]]>
Выбор читателей
Кто убил киевского диверсанта?
Трамп дал России 50 дней на урегулирование украинского конфликта
Стоп-кадр из видеотрансляции
Лавров: Россия хочет понять, что стоит за ультиматумом Трампа
Из-за убытков фермеры в России начали массово уничтожать кур-несушек
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Андрей Гулидов получил высокие награды на первом АГ Фесте
Ангел НеБес feat. Сергей Чиграков, Илья Черт и Александр Чернецкий «Вороны (Праздники)»
«КняZz» выступил с актерами сериала «Король и Шут»
Рецензия на сериал «Чаки»: злая кукла, рыжий няша — просто жертвы стали младше
БЦВГ «Роем» (интернет-сингл)
Кинопремьера «Билл и Тед»: даже в морге он будет играть
Блеск и нищета «Москвабада». Часть вторая. Крушение творческих надежд
Самый ранний овощ. Что нужно знать о редисе?
Билли Новик объяснил, зачем он перепевает Егора Летова
«Казус Протасевича и истерика Европы. Посмотрим, кто у чьих ботфорт в конце концов согнет свои колени»
«То ли восхищаться, то ли пожалеть»: восьмилетняя девочка сдала ЕГЭ
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.