«Для чего упрощают процедуру регистрации НКО?»

Президент России Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект об упрощенной деятельности некоммерческих организаций.
Документ разработан группой по вопросам совершенствования законодательства о НКО под руководством первого заместителя главы администрации президента Владислава Суркова. Среди нововведений – запрет Минюсту и его подразделениям требовать у общественников документы, не указанные в законе (сейчас это открытый список). Кроме того, вводится процедура «приостановления госрегистрации» на три месяца, если документы поданы в ненадлежащем виде (сейчас НКО сразу грозит ликвидация). Это делается для того, чтобы у таких организаций была возможность устранить те или иные недостатки. Также предлагается убрать из этой статьи такие формулировки, которые каждый чиновник мог использовать для отказа в регистрации. Предполагается исключить из перечня причин для отказа в регистрации иностранной НКО угрозу «национальному единству и самобытности, культурному наследию». Это по сути единственное послабление для иностранных организаций под остальные поправки они не попадают.
В перспективе рабочая группа, созданная Дмитрием Медведевым, намерена продолжить работу над законодательством, облегчающим жизнь некоммерческих организаций. Возможно, поправки коснутся законов о благотворительности, об общественных объединениях и затронут целый пласт законодательства, имеющий отношение к деятельности НКО. Сюда входят и Налоговый кодекс, другие специальные и профильные законы, которые касаются прав некоммерческих организаций. Обещают, что осенью будет второй этап и зимой третий, когда в нормативно-правовую базу будут внесены самые серьезные изменения.
Инициатива президента Медведева выглядит весьма либеральной и даже может считаться еще одним сигналом, свидетельствующим о намерении нынешнего главы государства немного ослабить гайки, закрученные его предшественником. Однако эти действия хорошо вписываются и в кремлевские представления о суверенной демократии, согласно которым государственная машина должна быть по возможности простой в управлении и позволять решать максимальные задачи при минимуме усилий.
Причина неожиданной законодательной активности Владислава Суркова заключается по его словам в том, что политическая система России переходит в новую стадию. На своей встрече с молодыми политиками, проходившей в госдуме за закрытыми дверями, Сурков заявил, что политическая система в России в целом сложилась, стабилизировалась и выполняет свою функцию – четыре парламентские партии выражают, передают весь спектр значимых мнений общества. Сегодня на повестке дня переход к следующему этапу политического строительства: система переходит из стадии формирования в стадию зрелости и должна получить новое дыхание. «Мы считаем, если система состоялась, внутри нее должно быть больше степеней свободы, – сказал В.Сурков. – Надо быть гибкими, надо уметь вступать в коалиции. Демократия – это компромисс. Демократия – это процедура». Эта модернизация должна носить постепенный, продуманный характер.
Смысловые акценты, расставленные в выступлении Владислава Суркова, неожиданно вызвали полностью единодушную реакцию политико-экспертного сообщества. Представители диаметрально противоположных по своим взглядам и интересам лагерей сошлись в том, что инициированные властью меры «либерализации» политической системы не затрагивают ее сущности и основ. Просто для одних это обстоятельство вселяет оптимизм, а для других – глубокий пессимизм. Кремль же действует согласно классической формуле: если нет возможности предотвратить что-либо нежелательное, надо попытаться этот процесс организовать и возглавить.
Три года назад Кремль считал, что самый простой способ взять НКО под плотный контроль – резко уменьшить их число путем отказа в регистрации либо ликвидации за невыполнение новых требований. Но усложнение отчетности ударило и по контролирующим органам. Теперь приоритетной задачей стало облегчение жизни чиновникам, которые, кстати, благодаря этому смогут более эффективно работать по другим направлениям, например в сфере контроля иностранных НКО, которые не подпадают под поправки в закон о некоммерческих организациях.
Еще один факт, без которого подоплека неожиданного внимания государства к НКО была бы не вполне ясна. Президент Медведев внес изменения в свое распоряжение от 16 марта 2009 года, касающееся господдержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества. В специальной справке к этому распоряжению Медведев поясняет, что проекты по поддержке и социальному обслуживанию малоимущих и социально незащищенных категорий граждан теперь должны быть ориентированы «в первую очередь на граждан, потерявших работу».
Таким образом, кажется, что не остается сомнений в том, какая именно роль в планах руководства страны отведена некоммерческим организациям. Перед лицом фатального исчерпания финансово-административных ресурсов противодействия социальным последствиям кризиса власть стремится мобилизовать ресурсы самоорганизации гражданского общества, подчиняя их решению все той же цели: самосохранению сложившейся системы. Собственно говоря и приведшей страну к кризису.
Комментарии читателей Оставить комментарий